Автор | Сообщение |
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
с 83-го вытолкали одну лодку в приморье и в результате
получили 17 гробов, Я сам был на сдачах но, так лопухатся не
приходилоЖители Комсомольска-на-Амуре, пострадавшие в рМатрос Дмитрий Гробов, задержанный по подозрению в несанкционированном включении системы пожаротушения на АПЛ «Нерпа», начал от скуки менять настройки датчиков температуры и давления, заступив на вахту. Об этом в субботу пишет газета «Комсомольская правда», ссылаясь на источники, близкие к расследованию происшествия.
Поскольку подлодка проходила испытания, коды доступа к локальным пультам были написаны на них карандашом, утверждают источники. Локальные пульты дублируют центральный пульт управления системами жизнеобеспечения.
«Гробов поменял реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. После этого поступил запрос на подтверждение, включать ли систему пожаротушения, и матрос разрешил операцию. Затем включилась сирена, и в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек», — пишет портал Lenta.ru.
Гробов находится в шоковом состоянии и даёт невнятные показания. Как сообщил матрос следователям, кто-то ему сказал, что блок отключен и на кнопки можно нажимать, пишет «Комсомольская правда».
Между тем, матрос Алексей Васильев, о допросе которого сообщали СМИ в пятницу, является командиром трюмного отделения, добавляет издание. Он якобы видел, как Гробов нажимает на кнопки пульта, но ничего не сделал.
езультате ЧП, которое произошло 8 ноября в ходе испытаний атомной подводной лодки «Нерпа» в Японском море, чувствуют себя удовлетворительно. Об этом корреспонденту газеты «Наш город» со ссылкой на пресс-службу Амурского судостроительного завода заявил в понедельник, 17 ноября, советник главы Комсомольска-на-Амуре Иван Лаврентьев.
«Их жизни и здоровью ничего не угрожает. Сейчас в лечебных учреждениях Приморья находятся 15 комсомольчан», — сообщил советник. От просьбы прокомментировать ход расследования, которое в настоящее сь |
|
sergeih
|
иоаныч писал: | Гробов находится в шоковом состоянии и даёт невнятные показания. |
Парнишку долго пытали и выбивали признание, применяли психотропные вещества.... надо же найти крайнего ....
Наше государство врет Народу о Реальном проишествии произошедшем на лодке .... |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
sergeih, пожалуй я с тобой соглашаюсь, я сам подводник, бывший конечно,
эти банки у нас всегда на плече, даже в кино их заставляют видно их носить с собой
открыл-раз - два дыхнул и все. На 15-20 минут свободен, готовь ИДА ,уходи из отсека
Здесь гражданские как всегда шлялись по лодке без ИДА, наверное, некоторые
спали с похмелья ничего не поняли. Поверьте!!! Сдатка это постоянная пьянка
спирт льется рекой!!! На лодке 3 команды ВМФ,сдаточники,военпреды от ТОФ
че тут говорить! |
|
rematik
Флудоголик
Сообщения: 35541
|
sergeih, осознать что ты причастен к смерти 17 человек по своей глупости тут и спецсредств не надо. Я думаю чё на панели не написали коды пуска баллистических ракет? |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
Погибли люди. Их уже не вернёшь. Что было причиной? Я позволю себе тоже высказать своё мнение.
Я сделал свой определённый вывод, ссылаясь на употребляемое во всех источниках - "несанкционированное срабатывание системы пожаротушения".
1. Чтобы быть более понятным, необходимо рассказать о системе ЛОХ (лодочная объёмная химическая). Устройство достаточно простое и такое сейчас стоит на АПЛ 3-его поколения (смотрите рисунок). Резервуар №1 заполнен фреоном. Клапана №2,4 - ручные клапана, а №3,5 - клапана с электроприводом нормально закрытые. Чтобы подать фреон в отсек, нужно открыть клапана №2,3 для подачи воздуха в резервуар и открыть клапана №4,5.
2. Инструкция по эксплуатации данной системы предписывает в базе клапана №2,4 держать закрытыми, а при подготовке корабля к выходу в море их нужно открывать. Это делается для того, чтобы в море с пульта управления Общекорабельными Системами (ОКС) можно подать фреон в любой отсек при помощи управления клапанами №3,5.
3. За 9-ь лет службы на АПЛ "Псков" у меня в 5-м отсеке было два случая нештатного срабатывания системы ЛОХ.
Первый случай был ещё на постройке в заводе. В первом случае при каком-то скачке в спец сети электропитания пульта управления ОКС произошло открытие клапана №5. Система была собрана для нахождения в море, но фреон в отсек не пошёл - не открылся клапан №3, который не пустил воздух в резервуар.
Когда наш корабль пришёл в постоянное место базирования, я довёл эту информацию до начальника и заместителя электромеханической службы дивизии. Было принято решение клапана №2,4 держать постоянно закрытыми. Через несколько лет, произошло повторное нештатное срабатывание системы пожаротушения. Тогда уже открылись клапана №3 и 5. А закрытые клапана №2,4 не дали фреону выйти в отсек.
4. В августе 1999 года при постановке БАПЛ "Псков" в док, нештатно сработала система пожаротушения на первый отсек. В результате этого погиб капитан 3 ранга В.И.Возиян. Тогда у всех членов экипажа снимали отпечатки пальцев. Даже был определён виновный - мичман Шевченко С.Н., отпечатки пальцев которого сошлись с отпечатками на рукоятке клапана. Он, якобы, случайно с местного поста подал фреон в отсек. Но потом, за отсутствием улик и раскаяния, от этой версии отказались. Всё сошлось к технической неисправности (к электрическому "глюку") и нештатному выходу фреона в отсек.
5. В ноябре 2008 года на АПЛ "Нерпа" в результате нештатного срабатывания системы пожаротушения погибло 20 человек.
Выводы:
Я глубоко убеждён, что фреон в отсек был подан в результате нештатного скачка нагрузки в спецсети электропитания. Рассматривать вариант того, что кто-то случайно или специально открыл клапан - не могу.
По действиям и подготовке личного состава экипажа и сдаточной команды - вопросов очень много. У личного состава экипажа есть ПДУ, в которое нужно было оперативно включиться при обнаружении подачи в отсек фреона из системы ЛОХ. У личного состава сдаточной команды есть САСы - это миниатюрное средство защиты органов дыхания, которое было позаимствовано у шахтёров. Оно вставляется в рот, а руками закрывается нос. Можно дышать 3 минуты и далее переключиться в ИП-6, ШДА.
На пульте управления ОКС при срабатывании системы ЛОХ раздается звуковой сигнал и появляется засветка "красный треугольник". При появлении этого сигнала вахтенный инженер-механик обязан был объявить "Аварийную тревогу". Организовать герметизацию переборки и объявить по трансляции в отсеки, куда был подан фреон - "личному составу включиться в средства защиты".
Данная система пожаротушения весьма эффективна при тушении пожаров. Изобретать что-то другое не нужно. Нужно отказаться от излишней автоматизации. На кораблях первого и второго покаления таких случаев практически не было. Там всё управлялось вручную.
ДОБАВЛЕНО 17/11/2008 23:49
новые технологии в ваших подводных лодках |
|
plastun
Завсегдатай
Сообщения: 560
|
sergeih писал: | иоаныч писал: | Гробов находится в шоковом состоянии и даёт невнятные показания. |
Парнишку долго пытали и выбивали признание, применяли психотропные вещества.... надо же найти крайнего ....
Наше государство врет Народу о Реальном проишествии произошедшем на лодке .... |
sergeih, в данном случае государству посрать на народ, как и народу. Данный девайс готовился на продажу индусам, и теперь вся задача убедить клиента, что это т.н. "человеческий фактор" а не как всегда, как например с "Адмиралом Горшковым"... |
|
Алексей
Телохранитель админа
Сообщения: 3849
|
Слов нет. Одни эмоции.
иоаныч, ты так грамотно рассуждаешь, хотелось бы мнение о АПЛ"Курск"
Я далеко не подводник.....
Хотелось бы услышать мнение того, кто был в таких "железяках"
Неужели какой то чин, главнее, чем жизнь человека.... |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
Не знаешь - не трогай. Это действительно заповедь на подводной лодке. Опытный матрос не полез бы делать
Здесь очень много вопросов. В отсеке было очень много членов сдаточной команды. Гражданские специалисты, если корабль не сдан флоту, несут аналогичную вахту в отсеке. Обычно, военные моряки учаться обслуживать технику у этих специалистов. Чтобы матрос сам полез крутить датчики и при этом не спросил у гражданского вахненного - такого не может быть. Про коды - я уже писал выше.
Над этим многие думают. Видимо, ничего лучшего не придумали.
Подводная лодка - это вообще воедино собранные несовместимые среды, жидкости и материалы.
Там опасно всё. Чтобы грамотно эксплуатировать эту технику, нужно глубоко изучать и знать устройство корабля и его систем.
Чтобы нормально соображать что и как работает, нужно отслужить на корабле не менее пяти лет. |
|
vikrys
Завсегдатай
Сообщения: 374
|
МУЖИКИ, за пацана обидно, сам из МЧПВ и хорошо знаю, что без команды какого либо ОФИКА или СВЕРЧКА, нажать что ли-бо, смерти подобно. За ......т до самой смерти!!! |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
Алексей, никакой я не грамотный да, был и на атомных,и на дизельных
лодках Я вообще мичман запаса. А темы эти натыркал в ИНЕТЕ. Надо - еще
добавлю. Вон vikrys, прав на корабле никто не станет трогать разные
там регуляторы или рукоятки пацана пристраивают, задницы свои
им прикрывают если разберутся и правду скажут - поверю, что в
стране жить можно!!! |
|
elgen
Фанат форума
Сообщения: 15960
|
ставлю тему в важные на три дня. |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
elgen, да зачем? Через три дня все все забудут После страшной трагедии остались в дивизии АПЛ и другие «куряне». Командир отделения торпедистов БЧ-1 старшина 1 статьи Олег Сухарев ходил вместе с Мизяком на «Воронеже». На нем же служил и старший мичман Николай Кириллов. Связист мичман Владимир Семеген - на «Нижнем Новгороде». А старший мичман Иван Несен в августе 2001 года был в отпуске. Но в первую годовщину гибели «Курска» они собрались вместе, чтобы вспомнить свою «ласточку», каждого с кем ходили в автономку в Средиземное море, добывали подводные победы, делили каюту, боевой пост, обеденный стол в кают-компании. «А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Эта цитата из «Слова о полку Игореве», которая и по сей день обрамляет в береговой казарме лодочный герб «Курска»,
была девизом и сущностью лучшего в ВМФ экипажа. Она же осталась правдой жизни и для людей, которым в августе 2000 года выпал счастливый жребий. Но после их удел - нести тяжкий крест за себя и тех парней, что подменили их на время трехсуточного выхода «Курска» в море. ВОТ ТАКИЕ БРАТЬЯ, ПИРОЖКИ!!!
ДОБАВЛЕНО 18/11/2008 02:02
3. Состав проекта: не реализован
4. История проекта:
Е. А. Кобылянский, давний сотрудник конструкторского бюро Г.М. Бериева и автор ряда книг по истории авиации ещё в 1985 г. опубликовал, вероятно, самый первый в СССР обзор работ по воздушно-подводным аппаратам (ВПА).
Вот что он писал: "Будущее за теми ВПА, которые смогут переходить из одной среды в другую безостановочно, не теряя времени на приводнение и разгон после всплытия. Тогда и волнение не представит для них опасности. До сих пор подводные лодки погружались или всплывали, заполняя водой или продувая балластные цистерны. Создателям будущих воздушно-подводных аппаратов предстоит открыть эру динамического "полета" в водной среде. При этом ученым, которые займутся проблемами высокоскоростного движения в царстве Нептуна, придется встретиться с теми же барьерами неизвестности, которые пришлось преодолевать в 50-60-е годы авиаконструкторам.
Правда, таким ВПА понадобятся новые, особо прочные и легкие материалы, оригинальные силовые установки, способные работать как в воздухе, так и под водой. Впрочем, единый двигатель для ВПА уже существует - реактивный, компоненты для топливной смеси которого можно получить и в атмосфере, и в воде".
Будущее покажет, насколько справедлив этот прогноз. А сам Евгений Аверьянович, незадолго до своей кончины, привел в одной из книг рисунок летающей подводной лодки, разрабатывавшейся в Таганрогском авиацентре имени Г.М. Бериева в 1990-е годы.
Двухместный аппарат самолетного типа, вполне современных очертаний, должен был иметь складывающееся при подводном плавании крыло. Но, главное, по словам автора, таганрогский ВПА проектировался так, чтобы исключить сколько-нибудь длительное пребывание на поверхности воды.
НЕРЕАЛИЗОВАННОЕ |
|
elgen
Фанат форума
Сообщения: 15960
|
иоаныч, такое не каждый день происходит. а потому пусть повисит. вреда не будет, ну как мое скажем личное отношене. |
|
иоаныч
Передовик
Сообщения: 1368
|
Проект 941 «Акула» (NATO – “Typhoon”).
Модернизация 941У, 941УМ.
1. Количество подводных лодок проекта: 6+1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля Заводской номер Даты Примечания
закладки спуска вступления в строй
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (6+1)
1 ТК-208
711 30.06.1976 27.09.1979
(23.09.1979) 29.12.1981
(12.12.1981) 07.10.2000 - присв. наим.
«Дмитрий Донской»
1991 - мод. по проекту 941У
2002 - мод. по проекту 941УМ
2 ТК-202
712 22.04.1978 23.09.1982 28.12.1983
3 ТК-12
713 19.04.1980 17.12.1983 26.12.1984 2001 – пер. в «Симбирск»
4 ТК-13
724 23.02.1982 30.04.1985 26.12.1985
(30.12.1985)
5 ТК-17
725 09.08.1983 12.12.1986 15.12.1987 2002 - пер. в «Архангельск»
6 ТК-20
727 27.08.1985 11.04.1989 19.12.1989 2000 - пер. в «Северсталь»
7 ТК-210 728 - - - не закладывалась, готовились
корпусные конструкции,
разобраны в 1990г.
4. История проекта:
В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на со¬здание в СССР комплекса Delta) на¬чалась реализация крупномасштаб¬ной программы «Трайдент», предус¬матривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинен¬тальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способ¬ной нести 24 таких ракеты и обладаю¬щей повышенным уровнем скрытнос¬ти. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая амери¬канская система оружия должна была значительно превзойти отечествен¬ную систему 667БДР/Д-9Р, находившу¬юся в то время в серийном производ¬стве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракет¬ный крейсер — проект 941, шифр «Аку¬ла» (по классификации НАТО-“Typhoon”) — было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство при¬няло постановление, предусматрива¬ющее начало работ по проектирова¬нию и строительству нового ракето¬носца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генераль¬ным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н.Левашов. Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР, как кажется сегодня, было явным излишеством.
Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрирован¬ные первой отечественной морской баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требова¬ние заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердо-топливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой под¬готовки, устранить шумность ее про¬ведения, упростить состав корабель¬ного оборудования, отказавшись от ряда систем - газоанализа атмосфе¬ры, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.
Предварительная разработка но¬вого межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструк¬тора В.П. Макеева в 1971 году. Полно¬масштабные работы по РК Д-19 с ра¬кетами Р-39 были развернуты в сен¬тябре 1973 г., практически одновре¬менно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплек¬са впервые была предпринята попыт¬ка унификации ракет подводного и на¬земного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.
Уровень отечественных техноло¬гий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габа¬ритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характерис¬тики нового радиоэлектронного обо¬рудования, увеличившиеся по сравне¬нию с РЭО предшествующего поколе¬ния в 2,5-4 раза, привели к необходи¬мости принятия нетрадиционных ком¬поновочных решений.
ПЛАРБ пр.941 оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Их наведение осуществляется посред¬ством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Дальность пуска - 8,300 (по др. данным - до 10000) км вероятное отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon ("осетр"). При проектировании на ПЛ предусматривалось размещение боекомплекта в 24 ракеты, однако Главнокомандующий ВМФ, адмирал Советского Союза С.Г. Горшков решил ограничится 20 ракетами.
Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после се¬рии интенсивных испытаний, ракет¬ный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооруже¬ние ВМФ.
Старт всего боекомплекта осуществляется одним залпом, с минимальными ин¬тервалами между пусками ракет. Ра¬кеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а так¬же из надводного положения. Для минимизации габаритов ра¬кеты двигатели второй и третьей сту¬пеней имеют выдвижные сопловые насадки. Для комплекса Д-19 создана ори¬гинальная стартовая система с разме¬щением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешен¬ном состоянии, опираясь специаль¬ной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней ча¬сти шахты. Пуск выполняется из «сухой» шах¬ты с помощью порохового аккумуля¬тора давления (ПАД). В момент стар¬та специальные пороховые заряды со¬здают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидроди¬намические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное рас¬стояние от подводной лодки.
По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5 прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр - 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус.
Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, В качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и ракето-торпед “Шквал”. Также ТА могут применяться для постановки мин. Кроме того, для защиты в надводном положении от низколетящих целей имеются 2 контейнера для хранения ПЗРК “Игла” (один располагался в кормовой части ограждения выдвижных устройств, а второй – в надстройке за носовым аварийным буем). В за¬рубежной печати сообщалось о раз¬работке для подводных лодок 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поко¬ления, зенитного ракетного комплек¬са самообороны, способного приме¬няться из подводного положения.
Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков - ГКП и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на ПЛАРБ - 19 отсеков. Такое оригинальное "катамаранное" конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью "вписать" в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес составил более 9О т. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля.
Главная энергетическая установка лодки состоит из двух эшелонов - по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит водо-водяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа "Сибирь") и "турбозубчатый" агрегат мощностью 45000 л.с. На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. АЭУ оснащается системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически приводиться в действие при исчезновении электропитания. На компенсирующие органы установлен механизм “самохода”, который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики, что обеспечивает полное “глушение” реактора. Импульсная аппаратура позволяет контролировать состояние реактора при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии.
У корабля развитое кормовое оперение, причем горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт. АПЛ оснащена подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.
При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус. Для обеспечения захода корабля в базы СФ имеются специальные балластные цистерны, позволяющие кораблю всплывать выше крейсерской ватерлинии. По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры.
Подводная лодка (подводный линкор наших дней) оснащена новым навигационным комплексом “Симфония”, боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 “Арфа-М”, эхоледомером МГ-518 “Север-М”, радиолокационным комплексом МРКП-58, телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи “Молния” с системой спутниковой связи “Цунами”.
Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-КС» («Скат-2М»), включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, на глубинах до 150 м и подо льдом.
При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия.
Благодаря этому РПКСН пр. 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ - РПКСН.
Как это уже установилось, комфортное размещения экипажа - офицеры размещены в двух и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. Имеется спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок и т.д..
Новизна разработки, сжатые сроки создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это делали в США для ПЛАРБ "Огайо", привело к необходимости иметь огромный запас плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50) привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение "Акулы" - около 50000 т превосходит таковое у авианосца "Адмирал Горшков" Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего "лодку" саркастически окрестили "водовозом". Это цена, до конца не продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к твердому. В результате "Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире (занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП (Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.
От планируемой программы строительства большой серии ПЛ было реше¬но отказаться. Приня¬тие этого решения со¬провождалось острыми дискуссиями: промыш¬ленность, разработчики лодки и часть предста¬вителей ВМФ выступали за продолжение про¬граммы, в то время как Главный штаб ВМФ и Ге¬неральный штаб ВС вы¬ступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь круп¬ных подводных кораб¬лей, вооруженных не менее «внушительны¬ми» ракетами. В боль¬шинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не мог¬ли войти из-за их стес¬ненности, а ракеты Р-39 могли транспортиро¬ваться почти на всех эта¬пах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на ко¬рабль). Погрузка ракет должна была осуществ¬ляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.
Головная ПЛАРБ пр.941 ТК-208 была заложена на СМП в 1976 году и вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США "Огайо". Первым ТАПКР командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза.
Всего было заложено 6 ПЛАРБ пр.941, а планируемый к постройке последний - ТК-210 из-за договора по ОСВ, не закладывался, а уже подготовленные конструкции был разобраны. Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство системы специального плавучего тылового обеспечения. Все шесть ТАПРК были сведены в дивизию, входя¬щую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируют¬ся в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для разме¬щения на ней новых сверхмощных ато¬моходов началась в 1977 году и заня¬ла четыре года. За это время была по¬строена специальная причальная ли¬ния, изготовлены и доставлены спе¬циализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тя¬желых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав во¬шел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузо¬подъемностью 125 т. (в строй введен не был).
В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обес¬печения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмирал¬тейском заводе в 1986 году был пост¬роен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным кра¬ном.
Однако уникальную береговую ин¬фраструктуру, обеспечивающую обслу¬живание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте (но в итоге ни одной ракеты по железной дороге к Нерпичьей так и не подвезли, так как построенная ветка имела повороты очень крутые и платформа с ракетой не проезжала, а кран который находился в Нерпичьей так и ни разу не загрузил ни одной ракеты). На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальней¬шего строительства «Акул» была свер¬нута, ничего подобного соорудить так и не успели.
Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристи¬кам не уступающий американской ра¬кете «Трайдент»D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повы¬шенной боевой живучести, модерни¬зированная ракета обладала увели¬ченной зоной разведения боевых бло¬ков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космичес¬кой навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базиро¬вания
ПЛ пр. 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, "Гром", "Барк"?, по натовской классификации - SS-N-28), которые ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль - ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену ракет (в некоторых источниках упоминается как проект 941У). Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу ТК-208 (вошел в строй, но без основного вооружения) и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние и на корабли пр. 941 - в СМИ периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер. В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13.
С 1996 года на Севмаше началась модернизация ТАПКСН ТК-208 по проекту 941УМ или 941У (в разных источниках используются разные варианты названий проекта) под перспективный ракетный комплекс "Булава-М" (по западной классификации SS-NX-30). С 2002 года началась опытная эксплуатация ТАПКСН ТК-208 с целью отработки и испытаний комплекса "Булава-М". В течении 2003 - 2004 годов проводились бросковые испытания РК. 27.09.2005 из акватории Белого моря в подводном положении был произведен первый пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". В течении 2005 - 2008 годов проводились испытательные пуски ракет комплекса "Булава-М" с разной степенью успешности. По состоянию на октябрь 2008 года испытания продолжаются, последний успешный пуск был произведен 18.09.2008.
Рассматривалась возможность переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназна¬ченные для перевозок грузов по транс¬полярным и кроссполярным подлед¬ным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Аме¬рику и страны АТР. Встроенный вмес¬то ракетного отсека грузовой отсек бу¬дет способен принимать до 10.000 т груза. Но очевидно этот проект останется только на бумаге.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ТАПКР пр. 941:
1 -шахта ВПК; 2 - основная антенна ГАК «Скат-КС»; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедный отсек; 5 - ракетная шахта; 6 - ракетный отсек; 7 - отсек центрального поста и РТВ; 8 - перископ «Сигнал-3»; 9 - перископ «Лебедь-21»; 10 - АП радиосекстана; 11 - АП РЛК «Радиан-У»; 12 - АП комплекса средств связи; 13 - АП СОРС; 14 - ВСК; 15 - главный прочный корпус (левый борт); 16 - реакторный отсек; 17 - турбинный отсек; 18 - крыло, защищающее винто-рулевую группу ото льда; 19 - левый кормовой вертикальный руль со стабилизатором.
Расположение выдвижных и буксируемых устройств:
1 - ГПБА «Пеламида» (установлена только на ТК-17 и ТК-20); 2 - ВБАУ «Фосфор»; 3 - ПМУ «Синтез»; 4 - ПМУ «Кора»; 5 - ПМУ АП радиопеленгатора «Зона»; 6 - ПМУ «Анис»; 7 - РКП; 8 - ПМУ АП РЛК «Радиан» (МРКП-58); 9 - ПМУ радиосекстана «Салют»; 10 - перископ «Кутум»; 11 - перископ «Лебедь-21»
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное 23200 (28500?)
подводное 48000 (49800?)
Длина наибольшая, м. 170,0 (172,6 – ТК-17, 173,1 – ТК-20)
Ширина корпуса наибольшая, м. 23,3
Осадка средняя, м. 11,0
Архитектурно-конструктивный тип – двухкорпусный с несколькими прочными корпусами
Глубина погружения, м. 400
Автономность, сут. 120
Экипаж, чел. 168 (171 на ТК-17 и ТК-20) (179?)
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
тип АЗУ
ППУ:
марка ОК-650
количество х тип ЯР 2 х ВВР
суммарная тепловая N ЯР, МВт 380
ПТУ:
Тип блочная
количество х мощность ГТЗА, л. с. 2 х 45000
количество х мощность
источников электроэнергии, кВт 4 АТГ х 3 200
количество х тип движителей 2 х малошумных ВФШ в насадках
Резервные источники энергии и средства движения:
количество х мощность ДГ, кВт 2 х 800
тип АБ свинцово-кислотная
количество х N ГЭД на ЛВ, кВт 2 х 190
количество х тип РСД 2 х ВПК
привод ВПК х мощность, кВт ЭД х 750
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная 14 (13?)
подводная 25
ТК-13 – 28,0; ТК-17 – 26,3; ТК-20 – 27,1 (на испытаниях)
Вооружение:
Основное ракетное:
тип ракетного комплекса Д-19
боекомплект (тип) БР 20 (РСМ-52)
вид старта подводный, из РШ вне ПК
Противовоздушное:
тип ПЗРК «Игла»
количество контейнеров для хр. ЗР 2
боекомплект ЗР 12
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 6 х 533
боезапас (тип)
торпед 22 (УСЭТ-80)
или ПЛУР ПЛУР 83Р или 84Р
ПЛРК «Водопад»
система подготовки ТА «Гринда»
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, 2002г.
- Семенов В.П. «Академик Сергей Никитич Ковалев» ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург, 1999г.
- Апальков Ю.В. «Подводные лодки» т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г (с корректурами).
- Бережной С.С. «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России», МИА №7, 2001г.
- Журнал "Власть", № 7(760), 25.02.2008.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2008
в 80-м я на ней был ребята это что-то махина в 170 метров длинны
на палубе можно в футбол играть но, секретность тогда была....!!! |
|
|