Автор | Сообщение |
shov244
Фанат форума
Сообщения: 3825
|
Интересная попалась статья про образование , мышление , преподавание ...
Разрыв между умными и глупыми нарастает
Руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ, глава центра "Диагностика и развитие способностей" Людмила Ясюкова также более двадцати лет работает школьным психологом. В интервью "Росбалту" она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития школьников и студентов.
— Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?
— Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый — умение выделять суть явления, объекта. Второй — умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий — умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.
Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.
— И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
— По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги – люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
— Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
— Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…
Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.
По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать. И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.
— Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?
— Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения "Окружающий мир". Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.
Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций — "История в картинках" — та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.
В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку – и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.
С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: "Хоть задачки-то решаете на физике?". Он отвечает: "Какие задачки? Мы презентации делаем". Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.
— Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?
— Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет – зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.
— А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?
— Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.
— Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?
— К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.
— А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?
— Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.
Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.
На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.
Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Австралии, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.
А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.
Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.
Подробнее http://www.rosbalt.ru/main/2013/12/04/1207437.html |
|
viktor_ramb
Сам себе начальник
Сообщения: 23823
|
shov244, Цитата: | Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка – правильный ответ. Папа – юрист, мама – учитель. Я им говорю: "Почему утка?" А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным. |
М-да! Если бы предположили что утка лишняя как водоплавающаяя, в отличие от других перечисленый видов, то это бы свидетельствовало о наличии каких-то интелектуально-мыслительных процессов адекватных их статусу, а так смею предположить что IQ их явно не дотягивает до сотни баллов.
Цитата: | Если брать развитые страны, то приблизительно так же. |
Образование не может существенно изменить соотношение интелектуального уровня народонаселения Земли. |
|
Viktor_f
Передовик
Сообщения: 1882
|
На данный момент образование готовит зубрил, это мое мнение, так как главное в образовании - это найти интерес у ученика, и это не мои слова. |
|
igor.phoenix
Юный радиолюбитель
Сообщения: 1416
|
shov244, очень интересная статья.
ДОБАВЛЕНО 15 Декабрь 2013, 05:23
viktor_ramb писал: | М-да! Если бы предположили что утка лишняя как водоплавающаяя, в отличие от других перечисленый видов, то это бы свидетельствовало о наличии каких-то интелектуально-мыслительных процессов адекватных их статусу, а так смею предположить что IQ их явно не дотягивает до сотни баллов. |
viktor_ramb, я то же об этом подумал. |
|
БЕЗЫМЯННЫЙ
Бегущий по граблям
Сообщения: 7290
|
странно, но на мой взгляд лишняя как раз птица как слишком обобщенная. Наверное IQ=0 |
|
igor.phoenix
Юный радиолюбитель
Сообщения: 1416
|
БЕЗЫМЯННЫЙ, так и есть, "птица" лишняя.
Речь о том, что утку откинули не по классификации, а по визуальному образу.
А образ "птицы" у тех людей ассоциируется с тем, что они видят каждый день: синица, голубь, воробей. |
|
STIPLER
Халтурщик
Сообщения: 5865
|
Лишняя "утка" - как больничная принадлежность! |
|
stoves
Фанат форума
Сообщения: 3468
|
igor.phoenix писал: | А образ "птицы" у тех людей ассоциируется с тем, что они видят каждый день: синица, голубь, воробей. |
|
|
shov244
Фанат форума
Сообщения: 3825
|
Странно может Синица лишняя , ведь она с большой буквы пишется .
igor.phoenix писал: | очень интересная статья. | Тоже понравилась эта статья и интересны выводы тёти про образование .
Цитата: | Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания. |
Цитата: | у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны. |
На фоне этой статьи есть вот такой документ ...
На сайте ЛДПР появился потрясающий документ - пояснительная записка к проекту поправок в закон "О государственном языке Российской Федерации". Документ пестрит десятками ошибок.
Журналисты подсчитали: на страничке с текстом в 244 слова допущено порядка двадцати синтаксических, стилистических и пунктуационных ошибок. Чаще всего авторам не удавалось справиться с согласованием слов и падежей.
Депутаты-либерал-демократы предлагают обязать всех гастарбайтеров на работе говорить только по-русски: "…иностранные граждане и лица без гражданства… подчастую не владеют знанием русского языка…. Также они между собой в рабочее время на рабочем месте разговаривают на родном их языке. Что коренное население приводит в негодование".
Безграмотные радетели за чистоту родного языка приводят в пример законотворчество других стран. Они пишут о том, что европейские страны и США «зачищают свою родную речь и своих граждан приняв аналогичный закон». Законодатели предлагают «запретить использование иностранных языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающие в России по договору».
Завершается пояснительная записка не менее искромётно: «Преимущество данного предложения положительно скажется на знание государственного языка РФ и языков субъектов РФ иностранными гражданами или гражданами без гражданства желающие работать в России. А также граждан РФ получившие гражданство улучшать знание государственного языка и на рабочем месте в деловом обороте использовать русский язык или официальные языки субъектов РФ. Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключение Правительства Российской Федерации не требуется».
Хозяин ЛДПР Владимир Жириновский прокомментировал журналистам предложение своих коллег: «Это их личная инициатива, но если там есть ошибки в пояснительной записке, укажем на это. Свою малограмотность пускай дома показывают». Предложение об использовании только русского языка на рабочем месте Жириновский также не поддержал.
http://newsbabr.com/?IDE=121589 |
|
pabel
Фанат форума
Сообщения: 5471
|
Да и вообще:Гастарбайтер должен знать не только Русский язык ,но и Английский :так как ему приходиться крутить Импортные гайки в подвалах,и мести Метелками импортными,а мануалы к ним на иностранных языках. |
|
BAZUEV56
Ретро-мастер
Сообщения: 4667
|
pabel писал: | Да и вообще:Гастарбайтер должен знать не только Русский язык ,но и Английский :так как ему приходиться крутить Импортные гайки в подвалах,и мести Метелками импортными,а мануалы к ним на иностранных языках. | Теперь я понял почему у клоуна Жирика столько сторонников. |
|
leed
Передовик
Сообщения: 1649
|
shov244 писал: | Интересная попалась статья про образование , мышление , преподавание ... |
Интересная, но как ни странно не совсем правдивая.
shov244 писал: | Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. |
Это ложь. Он получил образование в Царской России.
shov244 писал: | В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания. |
Может быть она имела в виду русскую систему образования? Систему, по которой получил образование фин Маннергейм, показавшивший "совецким" коммунистам "кузькину мать" в финскую кампанию 40-го года прошлого столетия.
Может потому, так много таких "оболваненных" "хрущёвско-брежневской" пропагандой?
Joiner писал: | Почитай, 20 годков ненавистной власти нет - всё колосится, спаривается и рождается, а базар не утихает
Чё за фигня? |
А может это всё "стовсики"-оболваниватели ?
P.S. А то, понятийное мышление.... причинно-следственные связи... |
|
viktor_ramb
Сам себе начальник
Сообщения: 23823
|
Viktor_f, Цитата: | На данный момент образование готовит зубрил, это мое мнение, так как главное в образовании - это найти интерес у ученика, и это не мои слова. |
В продвинутых школах последнее время есть определённые поползновения для развития неординарных способностей, но на общем фоне, обусловленом костностью мышления родителей и остального окружения, "зубрильство" остаётся основной эффективной формой обучения - по диалектическим законам количество на определённом этапе переходит в качество, жаль не все достигают соответствующих этапов.
БЕЗЫМЯННЫЙ, Цитата: | странно, но на мой взгляд лишняя как раз птица как слишком обобщенная. Наверное IQ=0 |
IQ=+500 ! |
|
leed
Передовик
Сообщения: 1649
|
"Птичку жалко"! |
|
shov244
Фанат форума
Сообщения: 3825
|
leed писал: |
Интересная, но как ни странно не совсем правдивая.
shov244 писал: | Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. |
Это ложь. Он получил образование в Царской России. | Шо опять ? Биографию его не плохо бы почитать ... |
|
leed
Передовик
Сообщения: 1649
|
Цитата: | Биографию его не плохо бы почитать ...
|
shov244, так в чём проблемы? Пиши. И про Маннергейма и его "советское" образование... раскрой. |
|
stoves
Фанат форума
Сообщения: 3468
|
Место работы:
Московский государственный институт экспериментальной психологии, Экспериментальный дефектологический институт
В семье образованием детей занимался частный учитель Шолом Мордухович (Соломон Маркович) Ашпиз
leed писал: | shov244 писал: | Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. | Это ложь. Он получил образование в Царской России. |
Кубанский либераст демагог и пустобол.
Выготский выдающийся психолог незалежной Малороссии. Но коварные москали похитили его и заставили стать советским учёным.
leed писал: | Может потому, так много таких "оболваненных" "хрущёвско-брежневской" пропагандой? |
|
|
shov244
Фанат форума
Сообщения: 3825
|
leed писал: | И про Маннергейма и его "советское" образование... раскрой. | Он то тут при чем ... в этой теме ? |
|
leed
Передовик
Сообщения: 1649
|
shov244 писал: | leed писал: | И про Маннергейма и его "советское" образование... раскрой. | Он то тут при чем ... в этой теме ? |
shov244 писал: | Тоже понравилась эта статья и интересны выводы тёти про образование .
Цитата:
Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала – извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания. |
shov244, вот сейчас советское образование. А Выготский получил русское образование. Тебе как-то трудно доходит, что я хочу сказать. |
|
stoves
Фанат форума
Сообщения: 3468
|
Белорусский еврей Выготский Лев Семёнович (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский), учёным стал и работал в советское время и в СССР. |
|
|