ESpec - мир электроники для профессионалов


Регулятор Напряжения РН-14Дm

  Список форумов » Мастерская Самоделкина

Следующая тема · Предыдущая тема
АвторСообщение
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #1 от 07/10/2011 13:20 цитата  

Уважаемые форумчане! Предлагаю Вашему вниманию Рн-14Дm. Побродил по форумам - везде одни и те же проблемы с РН. У кого-то кипит АКБ, где-то мало напряжение бортсети и т. п. Применяемые РН отечественные и импортные имеют одни и те же недостатки - не ремонтнопригодные (одноразовые), фиксированное напряжение генератора. Тяжелый температурный режим работы. Рн-14Дm лишён этих недостатков. Соберите, хотя бы в макете и Вы почувствуете разницу.
Если возникнут вопросы - задавайте, отвечу в меру своей компетенции. Удачи! В.Д.
P.S. РН-14Дm m- мини. Есть более сложный блок, с доп. опциями.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ РН-14Дm

Современные автомобильные генераторы имеют встроенный регулятор напряжения (РН). У встроенного РН есть недостатки (на мой взгляд):
1. Фиксированное (нерегулируемое) выходное напряжение генератора.
2. Большой разброс по величине выходного напряжения генератора (14,1В+/- 0,5 В 13.6В...14.6 В).
3. Тяжёлый температурный режим работы
4. Одноразовый ( неремонтнопригодный)

Регулятор напряжения РН-14Дm отличается от существующих конструкций:
1. Возможность оперативно устанавливать напряжение бортсети в зависимости от условий эксплуатации (13.6...14.5) В. Пример: "зима"-"лето", дальняя поездка - езда по городу. Для кальциевых АКБ -(13,6-15,0)B.
2. В качестве порогового устройства применён компаратор К521СА301Б. Силовой ключ - полевой транзистор р-канал IRF4905 (MOSFET). Это обеспечивает высокие эксплуатационные качества.
3. Щадящий тепловой режим.
4. 100%-ная ремонтнопригодность (если возникнет необходимость).

При включении зажигания на блок подается напряжение от аккумулятора. Так как напряжение аккумулятора меньше установленного значения (например 14 В), на выходе компаратора DA1 (выв. 7) будет низкий уровень. Транзистор VT1 открыт до насыщения. По обмотке возбуждения генератора протекает небольшой ток через последовательно включенный резистор R8 и лампу EL1. При работающем двигателе генератор вырабатывает напряжение. Как только напряжение генератора превысит установленное значение (например 14 В), компаратор DA1 переключится. На его выходе (выв. 7) появится высокий уровень. Транзистор VT1 закроется. Ток в обмотке возбуждения прекратится. Напряжение генератора уменьшится. Во время работы транзистор VT1 открывается и закрывается с некоторой частотой. Этим самым поддерживается установленное значение напряжения генератора. За счёт двойной стабилизации напряжения (+12B, +9B) на входе DA1 (3 выв.) и большого коэффициента усиления компаратора (150000), напряжение бортсети поддерживается с высокой точностью.

При нормальной работе регулятора напряжения светодиоды HL1, HL2 светятся ровным светом или слегка мерцают. HL1 красный светится - VT1 OFF. HL2 зелёный светится - VT1 ON.
При проскальзывании слабонатянутого ремня на шкиве генератора при увеличении нагрузки, красный светодиод не светится, что указывает на причину неисправности.
Компаратор переключается при разности напряжения на входах (выв. 2, 3) в несколько десятков mV. За счёт этого достигается высокая точность поддержания напряжения бортсети.
Измерительная цепь (резистор R1) подключена к плюсовой клемме аккумулятора. Это сделано для того, чтобы вкл/откл мощных потребителей тока не приводило к изменению напряжения подводимого к аккумулятору. Ток в измерительной цепи меньше 1 mA. Постоянное подключение измерительной цепи к аккумулятору не имеет отрицательных последствий в работе.

Для особо озабоченных фанатов электрики в удобном месте, недалеко от руля, можно поставить потенциометр R12 470R. Напряжение бортсети можно корректировать потенциометром R12 оперативно в любое время (если есть в этом необходимость). Если эта опция не требуется, то ХТ2 соединить с "+" АКБ.

Подключение щёточного узла к блоку РН-14Дm производится двумя проводами сечением 1,5 кв.мм. Один провод, например красный, посредством плоского разъёма ("папа") подключается к "хвостику" "61". Второй провод, например чёрный, плоский разъём ("мама") к выводу "папа" на щёточном узле. Это верхний по схеме вывод обмотки возбуждения. Второй вывод обмотки возбуждения (щётка) подключен к "земляному" лепестку щёточного узла. На щёточном узле необходимо откусить два вывода к штатному РН. Это минусовой и выходной. Плюсовой вывод "61" не трогать!
Для повышения надёжности узла второй вывод обмотки возбуждения вывести третьим проводом, например жёлто-зелёным, и подключить его к "массе" на блоке РН-14Дm. Это исключит неполадки из-за плохого контакта в цепи лепесток-"масса" в щёточном узле из-за ослабления затяжки крепящего винта.

Если все детали соответствуют принципиальной схеме и монтаж произведён правильно и аккуратно, то блок начинает работать сразу после подачи питающих напряжений. Перед установкой блока на автомобиль на рабочем столе с помощью регулируемого блока питания и лампы 4 Вт проверить работу схемы.При малом напряжении лампа горит, при достижении установленного значения напряжения - гаснет. Лампу подключить XT4 - корпус.

Установку напряжения бортсети производить при среднем положении потенциометра R12, если он установлен в машине.

Схема собрана на печатной плате 55x50 мм. Печать двухсторонняя. ЛУТ. Зеркало. Корпус - от регулятора напряжения РН-14 ВАЗ 2106 121.3702
Не забыть поставить изолирующую прокладку между алюминиевым основанием блока и корпусом транзистора. Печатные проводники Сток VT1 - OUT и Исток VT1 - IN продублировать медной жилой диаметром (0,5 - 0,7)мм.

Эта схема регулятора напряжения генератора установлена и безотказно работает на мотоцикле ИЖ-Ю5 в течение 15 лет. На ЛАДА- 210740 3 года

ДОЛГОДРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, 1945г 13.02.рожд, радиотехник, г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ну, скачали и что? Кто-нибудь собрал схему? Какие впечатления? Поделитесь. В.Д.

С РН-14Дm3 генератор возбуждается на ХХ без перегазовки. При включенном зажигании и заглушенном двигателе ОВГ ток не потребляет.





Регулятор Напряжения РН-14Д


Справа на фото РН-14Д, слева Управление КАРЛСОНом








  РН-14Дm_1.jpg  138.6 КБ  Скачано: 4505 раз(а)
viktor_ramb 
Сам себе начальник
Сообщения: 23823
viktor_ramb
 
Сообщение #2 от 07/10/2011 22:24 цитата  

STARый рокер1945, ко всему осталось заменить компаратор на что-нить импортнявое, доработав под это схему и проверить надёжность и стабильность работы изменённого девайса.
-20 dB 
Фанат форума
Сообщения: 7674
-20 dB
 
Сообщение #3 от 07/10/2011 22:33 цитата  

viktor_ramb, дык аналоги и потомки 521СА3, вроде, знаменитее её самой: 554СА3 (СССР) в DIP-14, импорт: LM111, LM211, LM311. У меня нет мафынки, поэтому особо не советчик, но сдаётся мне, при таких перепадах температур, которые бывают в двигательном отсеке, лучше использовать компараторы именно в металле.
viktor_ramb 
Сам себе начальник
Сообщения: 23823
viktor_ramb
 
Сообщение #4 от 07/10/2011 23:05 цитата  

-20 dB,
Цитата:
но сдаётся мне, при таких перепадах температур, которые бывают в двигательном отсеке, лучше использовать компараторы именно в металле.

Однозначно! Но для коммерческого варианта оставшейся совдепии явно недостаточно! Для себя в тачку и для резервирования пару металло-стеклянных корпусов "советской закалки" заначено, но уже "для друзей" может не хватить, поэтому и поставил акцент:
Цитата:
проверить надёжность и стабильность работы изменённого девайса.
Поставить куму в его "точило" и если через год не получишь по кумполу монтировкой, а получишь 100 гр. с салом, то можно запускать в серию даже с гарантийными обязательствами! браво!
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #5 от 07/10/2011 23:35 цитата  

viktor_ramb писал:
STARый рокер1945, ко всему осталось заменить компаратор на что-нить импортнявое, доработав под это схему и проверить надёжность и стабильность работы изменённого девайса.

На мотоцикле уже больше 15лет стоит импортный компаратор IL311ANM. В данный вариант поставлен компаратор 521СА301Б из-за экономии места на плате. Есть вариант на К554СА3 (IL311ANM). Хотите, поставлю. А, температура под капотом и в генераторе - это две большие разницы. Три года блок стоит на машине и никаких проблем. Правда, у меня ещё КАРЛСОН работает на треть мощности. Температура двигателя даже в сильную жару не превышает 90Цельсия. Но, это уже другая тема. Я, думаю, что к ней я ещё вернусь на этом форуме. В.Д.
P.S. Да, забыл. На одном из блоков, это был блок электронного зажигания двухканальный, я решил сэкономить и не поставил стабилитрон в цепи питания компараторов. Двух корпусов К554СА3 как не бывало при первом же пуске двигателя. Стабилитрон служит не столько для стабилизации напряжения, сколько для защиты микросхемы от импульсной составляющей бортсети. На одном из форумов я видел цифру 120В в импульсе. Из-за этой импульсной составляющей я потерял также двое часов от ВАЗ-2106, пробило три полевых транзистора на входе осциллографа С1-124. Так что, не забывайте про импульсную составляющую в бортсети. Все эти беды были на мотоцикле ИЖ-Ю5. Разница между авто и мото - мощность гены и ёмкость АКБ. Видимо, на мотоцикле импульсная составляющая больше. ИМХО. В.Д.
goga_tv 
Фанат форума
Сообщения: 4857
goga_tv
 
Сообщение #6 от 08/10/2011 12:51 цитата  

STARый рокер1945 писал:
На одном из форумов я видел цифру 120В в импульсе. Из-за этой импульсной составляющей я потерял также двое часов от ВАЗ-2106, пробило три полевых транзистора на входе осциллографа С1-124. Так что, не забывайте про импульсную составляющую в бортсети. В.Д.
А можешь припомнить на каком?
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #7 от 08/10/2011 13:11 цитата  

goga_tv писал:
STARый рокер1945 писал:
На одном из форумов я видел цифру 120В в импульсе. Из-за этой импульсной составляющей я потерял также двое часов от ВАЗ-2106, пробило три полевых транзистора на входе осциллографа С1-124. Так что, не забывайте про импульсную составляющую в бортсети. В.Д.
А можешь припомнить на каком?
К сожалению не помню. Я даже не помню, на какой теме. Но, цифру запомнил. Склероз, понимаешь..
Писали, что импульс очень короткий. На осциллографе не поймаешь, нужен цифровой. А форум или Классика, или АвтоЛада. К сожалению, помочь больше ничем не могу. В.Д.
goga_tv 
Фанат форума
Сообщения: 4857
goga_tv
 
Сообщение #8 от 08/10/2011 13:13 цитата  

Мне не верят http://monitor.espec.ws/section44/post1196064.html#1196064 а я тоже не могу вспомнить в какой книге читал...
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #9 от 08/10/2011 13:19 цитата  

goga_tv писал:
Мне не верят http://monitor.espec.ws/section44/post1196064.html#1196064 а я тоже не могу вспомнить в какой книге читал...

У меня есть идея, поставить, можно через предохранитель, мощный стабилитрон параллельно АКБ на 16В. Но, эту идею я ещё не опробывал. Если Вас эта проблема волнует, попробуйте. Не забудьте сообщить результат. В.Д.

ДОБАВЛЕНО 08/10/2011 14:31

goga_tv писал:
Мне не верят http://monitor.espec.ws/section44/post1196064.html#1196064 а я тоже не могу вспомнить в какой книге читал...

На машине все индуктивности и эл. двигатели, кроме катушки зажигания и эл. двигателя дворников, необходимо заблокировать диодами с соответствующим током. Я измерял осциллографом ток в импульсе самоиндукции. Ток в импульсе самоиндукции примерно равен току разрыва цепи с индуктивностью. Вредные импульсы надо давить в зародыше. ИМХО. В.Д.
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #10 от 22/10/2011 11:38 цитата  

У меня есть идея, поставить, можно через предохранитель, мощный стабилитрон параллельно АКБ на 16В. Но, эту идею я ещё не опробывал. Если Вас эта проблема волнует, попробуйте. Не забудьте сообщить результат. В.Д.
Попробовал поставить стабилитрон Д815Е 15В на "+"- "-" АКБ. Меня интересовало влияние импульсной составляющей в напряжении бортсети. Со стабилитроном никаких изменений по напряжению б/сети не обнаружено. Видимо, за счёт большой постоянной времени входной цепи РН-14Д импульсы не оказывают вредного влияния на работу РН-14Д. Тоже хорошо. В.Д.
sasadf 
Передовик
Сообщения: 1817
sasadf
 
Сообщение #11 от 22/10/2011 22:03 цитата  

25 лет на своей "копейке" пользуюсь Эл Заж СВЕРЧКОВА. Регулятор напряжения -своя элементарная транзисторная схема вместо РР380. Машине (2101) 37 лет.
sasadf 
Передовик
Сообщения: 1817
sasadf
 
Сообщение #12 от 22/10/2011 22:35 цитата  

Главное!!! Выставить ЛЕТОМ 14.1в а зимой - 14.8. Но я езжу МАЛО. Багажник с крыши не снимаю. СтоИт прокладка . Пользую 76(80).
barbus 
Заглянувший
Сообщения: 3
 
Сообщение #13 от 11/12/2011 17:01 цитата  

STARый рокер1945 можете дат файли печаток и схем в хорошом разрешении или файли лайот.
А что из себя представляет вторая схема?
STARый рокер1945 
Бывалый
Сообщения: 97
STARый рокер1945
 
Сообщение #14 от 11/12/2011 17:45 цитата  

barbus писал:
STARый рокер1945 можете дат файли печаток и схем в хорошом разрешении или файли лайот.
А что из себя представляет вторая схема?

РН-14Дm- (мини) регулятор напряжения с минимальным кол-вом деталей.
РН-14Д - тот же регулятор, но с дополнительными опциями: 1- Индикация (световая) выхода напряжения бортсети за допустимые пределы (13.5-14.5)B. При проскальзывании ремня на шкиве генератора под нагрузкой, напряжение бортсети уменьшается и загорается лампа в приборке "Контроль заряда АКБ". 2- Аварийное отключение генератора при напряжении бортсети 15В и более. При возникновении такой неисправности, лампа "Контроль заряда АКБ" будет "мигать" c частотой ( 0,5 - 1) Гц. На практике не наблюдалось. Сделано для "пущей кровожадности"
Если нужна более подробная инфа- мой SKYPE dva-mw1945, ник Vladimir

Перейти: 
Следующая тема · Предыдущая тема
Показать/скрыть Ваши права в разделе

Интересное от ESpec


Другие темы раздела Мастерская Самоделкина



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru RadioTOP