Автор | Сообщение |
Nabi
|
Открывая тему,хочу сказать:
-Все мы произошли от Адама и Евы, мы все одинаковые!
Приглашаю всех людей разных национальностей и вероисповедании,поделиться своими обычаями и традициями.
-Двери для всех открыты!
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 00:37
Брачный обряд,у казахов.
Одним из наиболее интересных и значимых в казахской среде является брачный обряд, в котором, как в зеркале, отражаются характерные национальные особенности казахского народа. По-существу все известные нам источники говорят о наличии у казахов моногамного брака, на заключение которого накладываются определенные ограничения, предупреждающие кровно-родственные браки. В связи с этим. по казахской традиции, не могут вступать в брак представители одного рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требуется специальное разрешение главы рода и аксакалов. Такого рода ограничения способствуют предупреждению кровно-родственных смешений и обеспечивают здоровое потомство и процветание нации.
Брачное соглашение может достигаться двумя способами: во-первых, путем договора между родителями той и другой стороны, когда глава семьи жениха едет с данным предложением к родителям невесты, что обычно и происходит; во-вторых, сторона жениха уполномачивает на это близкого друга. Заключение подобного соглашения предусматривает, с одной стороны, определение соответствия имущественного положения той и другой стороны (кстати сказать, тоже законодательно запрещенного, но широко практикуемого в последние годы), а с другой - знакомство с матерью невесты. Последнее обстоятельство, не лишенное на наш взгляд логики, нашло свое отражение в одной из казахских пословиц, которая по-русски звучит примерно так: "Мать - это тень дочери, у хорошей матери и дочь будет хороша".
Завершением брачного соглашения завершается первый акт обряда и определяется день, когда родители жениха и его ближайшие родственники должны будут подарить отцу невесты киiт - лошадь, халат и другие подарки в зависимости от имущественного положения семьи. В этот день семья невесты организует пиршество с приглашением близких родственников, на котором уточняются все вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Обязательным ритуалом этого этапа обряда является забой коричнево-белоголового барана (ни в коем случае не черного), что является хорошим предзнаменованием. Во время тоя родственники жениха чинно восседают за дастарханом, а родственники невесты обслуживают их, подавая чай, кумыс, мясо. Непременным спутником завершающейся стадии пиршества является обнос гостей чашей с айраном, в которую накрошены кусочку зажаренного курдюка, и увеселительные игры на реке девушек женской половины с юношами мужской. Перед отъездом родственники невесты одаривают родственников жениха соответствующими подарками, ценность которых также зависит от имущественного положения семьи. Этим актом завершается окончательное заключение брачного соглашения и отношения между сторонами вступают в новую фазу.
Сторона жениха выплачивает семье невесты обусловленный калым, размеры которого находятся в строгом соответствии с имущественным положением семьи. Как правило, достаточно богатые семьи отдают 77 голов лошадей, семьи среднего достатка - 47, небогатые - 17, если нет лошадей, отдается их эквивалент другими видами скота. Когда большая часть калыма выплачена, родственники жениха могут назначить день свадьбы. При этом сторона жениха организует Жертыс-той, приглашая всех родственников посмотреть и оценить подарки, предназначенные жениху. Друзья и родственники также приносят подарки, дополняя тем самым недостающую их часть, что является одной из характерных черт взаимопомощи в казахской среде.
С завершением этого обряда сторона жениха уведомляет родственников невесты, что они готовы привести свадебные подарки - джартыс. Получив такое извещение, семья невесты назначает день, когда она будет готова принять гостей. В этот день, жених, сопровождаемый родителями, ближайшими родственниками родителей, своими братьями и сестрами, зятьями и снохами, направляется к невесте. Не допускается, чтобы жених входил в юрту своих будущих тестя и тещи одновременно с родителями и старшими родственниками, поэтому, не доезжая до дверей юрты 300-500 метров, он сходит с коня и отходит в сторону. Родители невесты принимают родственников жениха и вводят из в юрту, а подруги невесты, сопровождаемые молодыми женщинами, смеясь идут встречать жениха. В дверях его встречают тесть и теща, которая из находящегося в ее руках большого блюда разбрасывает над головой будущего зятя сладости, баурсаки и курт. Находящиеся вокруг молодежь и ребятишки должны наперебой подбирать пищу с земли. Этот обряд называется казахами чашу и означает, что родители невесты желают жениху счастья и процветания. В этот день сторона невесты режет барана и устраивает пир в честь будущего зятя. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. На второй день родственники невесты выбирают двух-трех опытных молодых женщин разобрать подарки жениха и оценить их с целью определения из соответствия имущественному положению жениха. Кроме того, родственники жениха должны каждому из родственников невесты приподнести отдельный подарок, а матери невесты - выкуп за то, что она вскормила ее грудью (как правило, в пересчете на стоимость скотом) и предоставить соответствующее число баранов для организации свадебного пира в доме невесты.
После того, как жених будет встречен и войдет в юрту родителей невесты, он может находится в ней, либо в отдельной юрте веселиться с молодежью. Однако при этом жених и невеста не должны разговаривать и контактировать между собой, а могут лишь обмениваться молчаливыми взглядами. Ночью же, когда все уснут, жена старшего брата невесты приводит ее в отдельную юрту жениха, где они могут вступить в половую связь, а жена старшего брата за свое посредничество получает значительную взятку от жениха.
После оценки свадебных подарков назначается день свадьбы, как правило, не больше, чем через 15-30 дней. Сам свадебный обряд у казахов, в отличие от других мусульманских народов, не требует освящения муллой. Достаточно, чтобы половины жениха и невесты, а также все присутствующие пропели свадебную песню "аужар". Слова этой песни могут быть различными, но мелодия всегда одна. Песнь разделяется на пять частей: пролог, утешение, причитания, плач расставания, песнь снятия покрывала (вуали). В первый день свадьбы в дом жениха приглашают старейшего члена рода, который дает напутствие молодожену, в честь него устраивается пир. На второй день отправляются за невестой. Прежде, чем невесту увезут, собираются все соседские юноши и девушки, для них организуется угощение и несколько певцов начинают утешать невесту, исполняя свадебные песни "жар-жар", которые весьма разнообразны по своему содержанию, но смысловая нагрузка вполне определенная: в этих песнях звучит тоска по покидаемым местам и тревога за будущее своей соплеменницы в чужом роде.
Когда невеста подъезжает к дому будущего жениха, находясь в центре сопровождающих ее лиц, на одежде которых повязана красная материя, она закрывает лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости, аналогично тому, как это делалось при посещении женихом родителей невесты. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям. Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо.
Этот обряд получил у казахов название беташар. Содержание сопровождающей обряд песни также произвольно, но в ней наряду с достоинствами невесты, обязательно перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужей, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем и т.д. В целом жанр этих песен весьма разнообразен и краткому описанию практически не поддается. Кроме традиционных песен, свадебный обряд, как и любой праздник у казахов, сопровождается традиционными скачками и соревнованиями в верховой езде во всевозможных видах, неизменным состязанием акынов и пиршеством. Этим свадебная церемония заканчивается и молодая супружеская пара выделяется в отдельную ячейку рода, ведущую либо самостоятельное хозяйство, либо на паях с родителями мужа (в редких случаях - жены).
Само существование обряда предполагает, что муж смотрит на свою жену как на часть своего имущества, поэтому семейно-брачные отношения в казахской среде находятся под доминирующим воздействием данного фактора. Прежде всего это проявляется в исключительном праве наследования по мужской линии и институте аменгерства, при котором вдова покойного супруга, как бы по наследству, переходит к его брату и только при отказе последнего имеет право выбрать себе нового супруга из числа представителей данного рода, либо, при отсутствии такового, получить право на свободное перемещение. При этом при разделе имущества между сыном и вдовой, последняя имеет право на получение 1\6-1\8 доли принадлежащего ее супругу имущества. Если имеется две или три жены, что встречается крайне редко и главным образом в богатых семьях, то им аналогично выделяется 1=6 имущества. Незамужние дети после смерти отца остаются с матерью. |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
Присесть на дорожку.
Поживём увидим - Это только у Русских у америкосов такого нету. |
|
Nabi
|
Знакомлю вас с Кюй- казахская народная инструментальная пьеса.
Кюй-Сары арка
sari_arka.rar 1.87 МБ Скачано: 422 раз(а)
|
|
Електро
Завсегдатай
Сообщения: 841
|
Традиции и обычаи в Азербайджане
Азербайджан – страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни: сватовство, рождение детей, праздники, сбор урожая и многое другое. Кроме того, многие традиции Азербайджана воплощены в гостеприимстве этого народа, их культуре, народных верованиях, национальной одежде, народных гуляниях и развлечениях.
В традициях Азербайджана отражены элементы и культы различных верований, существовавших на его территории. Сегодня многие национальные традиции можно наблюдать в театрализованном виде на народных праздниках или на мероприятиях в честь встречи почетных гостей.
Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится, а никаких ограничений на ношение европейской или спортивной одежды в повседневной жизни нет и в помине. Также традиционно очень уважительное отношение к культовым местам (при посещении мечетей и мавзолеев следует соблюдать традиционные для всех исламских стран нормы). Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким аксессуарам и украшениям.
Гостеприимство азербайджанцев широко известно. В Азербайджане принять гостя умеют с истинно кавказским радушием и размахом. Отказ от приглашения в гости может быть расценен как личное оскорбление. Но и навязываться в этом вопросе никто не будет - желание гостя - закон, поэтому всегда можно договориться с радушным хозяином на другое время визита. Часто хозяин или другой собеседник дарят гостю подарки, причем зачастую не самые дешевые, поэтому рекомендуется иметь при себе небольшой набор сувениров или подарков. Местные женщины, особенно это заметно в сельских районах, обычно не вмешиваются в беседу хозяина с гостями, даже если среди них тоже есть представительницы прекрасного пола. Они накроют и подадут на стол, но наверняка откажутся разделить трапезу с иностранными гостями, поэтому настаивать на этом не стоит. Повышенное внимание к хозяйке дома, или попытка вовлечь её в беседу, также может быть воспринято неодобрительно.
При входе в дом следует обязательно снять обувь и следовать распоряжениям хозяина. Обычно сначала на стол подают чай. Оригинальной азербайджанской посудой, предназначенной для питья являются стаканы Армуду или иначе “Богмалы”. Оба названия связаны с формой этих стаканов и ассоциациями, которые они вызывают в сознании народа. Без них трудно себе представить чаепитие азербайджанцев.
По своей форме стаканы Армуду напоминают классическую фигуру восточной женщины. Середина подобна ее талии - это самая тонкая часть стакана, отсюда и название “Богмалы”, что в переводе означает стесненный. Другое название стакана - “Армуду”, как уже было отмечено, также связано с его формой. “Армуду” в переводе означает грушеподобный т.к. по форме они на самом деле напоминают грушу.
Стаканы армуду, которые могут быть стеклянными, фарфоровыми, фаянсовыми, серебряными и т.д. и самовар составляют прекрасный чайный сервиз, являющийся достоянием каждой азербайджанской семьи. Хотелось бы отметить, что родиной самого древнего самовара, которому более 4 тысяч лет, является Азербайджан.
Нижняя и верхняя части стаканов Армуду напоминают наши национальные казаны (кастрюли). Это сходство не случайно, т.к. оба предмета - это продукт людей одной социально-культурной среды.
Надо отметить, что кроме эстетических преимуществ, стаканы Армуду имеют и теплофизические. Они заключаются в том, что их тонкая талия не пропускает поднимающийся со дна поток теплой части жидкости. Этот поток как бы отражается и при этом получает дополнительную энергию, благодаря которой снова возвращается на дно. Но при этом небольшая часть, поступившей со дна охладевшей жидкости проходит через тонкую “талию” в верхнюю часть стакана. Это очень удобно для того, кто пьет чай. Так как в продолжении чаепития чай в стаканах армуду охлаждается не сразу. К тому же, небольшая емкость этих стаканов (100 грамм) требует не очень много времени, чтобы допить все их содержимое. При этом не теряются вкусовые качества чая - он выпивается свежим. Специфичным является то, что стаканы доверху не наполняются: на 1-2 см сверху оставляется место, которое часто бывает выделено ободком. Это расстояние в народе называют “додаг йери”, что буквально переводится как место для губ.
Все это доказывает, что чаепитие для азербайджанцев - это культурно-эстетическое достояние, имеющее свои правила и приемы, рассчитанные на то, чтобы оно стало приятным и интересным.
После чаепития подаются вторые блюда, зелень и свежие овощи, а затем - сладости или довга. Брать еду левой рукой не принято. Рис берут щепоткой, некоторые блюда также считается не зазорно брать рукой или кусочком хлеба. В городских условиях трапеза обычно проходит по европейским стандартам, с присутствием столовых приборов и индивидуальных порций. В сельской местности, особенно если речь идет о каком-то общинном празднике, правила поведения за столом более вольные и неформальные.
Одной из интересных народных традиций азербайджанцев является празднование Новруза. Новруз - праздник весны, наступления нового года. Азербайджанцы перед празднованием Новруза, отмечают ряд предыдущих дней, являющихся праздниками по случаю окончания Старого и наступления Нового года. Речь идет о четырех предпраздничных средах: Су Чершенбе (среда на воде), Одлу Чершенбе (среда на огне), Торпаг Чершенбе (среда на земле) и Ахыр Чершенбе (последняя среда). По народным поверьям, в первую среду обновлялась вода, стоячие воды приходили в движение. Во вторую - огонь, в третью - земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам, наступала весна.
В этот день совершается особенно много обрядов и ритуалов. Например, вечером каждая семья должна на крыше своего дома зажечь столько факелов, сколько человек проживает в данной семье. Все должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом заклинание. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу. Это символизирует то, что невзгоды всех, кто перепрыгнул через костер, были уничтожены и выброшены далеко за пределы дома.
Чтобы незамужние девушки были счастливыми, в кувшин с водой днем бросают «черные» монеты – знак несчастья - и вечером перед закатом солнца эту воду выливают вместе с монетами на улицу.
До наступления темноты в день «ахыр чершенбе» принято было гадать. Азербайджанские девушки и юноши обычно подходили к дверям соседей и «подслушивали» их разговор, а затем, исходя из первых услышанных слов, делали выводы об исполнении их желаний. В этот день многие семьи также гадали по книге Хафиза.
Среди предпраздничных обрядов, основным считается обряд приготовления ритуальной пищи сэмэни (каши и пшеницы), которая является символом плодородия природы и человека и имеет культовое значение. Церемония приготовления сэмэни сопровождается ритуальными песнями и танцами.
Последний день старого года также считается у азербайджанцев особым праздником. В предпраздничный день все семейство собирается дома. Для главы стелился специальный тюфячок. Отец семейства совершает намаз, затем читает молитву. Без его разрешения никто не смеет притронуться к еде. Как только прозвучит выстрел, извещающий о начале трапезы, хозяйка приносит молочный плов. Открытые в праздничный день ворота и двери домов извещали, что хозяин дома. Гостей пришедших на праздничную встречу, встречал старший сын или племянник хозяина дома. Окропив руки пришедшего розовой водой, они приглашали его в дом. По знаку хозяина тотчас же приносили чай для гостя. Такие визиты наносились в течение трех дней. Затем наступал черед женщин, праздновавших Новруз неделю.
А в последнюю ночь старого года все члены семьи обрызгивали друг друга водой перед сном, чтобы «смыть» все невзгоды старого года.
А когда наступает сам праздник, все надевают новую одежду и начинаются гуляния.
Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз 21 марта, и этот день не является рабочим днем. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Вода — символ чистоты и свежести. Там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, к примеру, мед, или если его нет — сахар. Затем нужно понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов».
Праздничный стол в этот день - особенный. На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». Это сумах, скэд (молоко), сирке (уксус), сэмени (специальная каша из пшеницы), сабзи (зелень) и т. д. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет символическое значение: свеча - свет или огонь, оберегающий человека от злых духов. Яйцо и зеркало нужны, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется – наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга.
Как правило, в праздничные дни входные двери не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А детишки в эти дни посещают знакомых и родственников, с мешочками, куда те кладут праздничные подарки.
В первый день Нового года в каждой семье всю ночь должен гореть свет. Это знак благополучия, тушить огонь ни в коем случае нельзя, это является признаком несчастья.
Праздник весны - Новруз байрамы - является самым древним и красивым праздником азербайджанцев.
Что касается традиций в одежде, национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.
Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.
Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.
Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.
Самые богатые национальными ритуалами и обрядами были и остаются свадебные церемонии. Начинаются они с предварительного оповещения...
Предварительное оповещение
Родственники жениха отсылают в дом девушки близкого родственника. Он должен сказать о намерении придти на сватовство. Бывает так, что в доме девушки не дают на это согласия. В таком случае самый уважаемый из рода жениха старается получить согласие у родителей девушки.
Малое сватовство
Согласно обычаю, первыми в дом девушки приходят две женщины - мать жениха с одной из близких родственниц. Как только женщины приходят к соглашению, должны встретиться главы двух семейств - отцы.
Отец жениха приходит в дом невесты с тремя уважаемыми людьми. Всем своим поведением они дают знать о своих намерениях.
С первого раза отец девушки не дает согласия. Он должен посоветоваться с дочерью и спросить ее мнение. Если она молчит, то ее молчание является знаком согласия. Однако окончательного согласия все-таки не дают. Оно дается на большом сватовстве. Потому что главные слова должны сказать главные люди в роду.
Сватовство
Отец жениха приглашает в дом близких родственников. Они сообща принимают общее решение о сватовстве. Девушки со стороны жениха встречаются с будущей невестой и узнают ее мнение. Затем ее матери сообщают число сватовства.
Домашние невесты советуются с ней. Сваты приходят в назначенный день. Если сторона девушки не согласна, им отвечают отказом. Если согласна, то просят время подумать. Через некоторое время родственники жениха снова приходят в дом девушки. В этот раз родственники девушки дают свое согласие.
В день большого сватовства сваты вновь приходят в дом невесты. Их сажают во главе стола. Родственники девушки тоже присутствуют, все кроме матери невесты и самой невесты – ее уводят в этот день из дома. Отец жениха вновь спрашивает родственников невесты каков их ответ. «Пусть благословит их Аллах», - отвечают те. Сидящие за столом говорят: «Аминь». Новые родственники поздравляют друг друга.
Сестра девушки приносит чай. Иногда подают обед. После того, как сваты ушли, сестры невесты идут за ней, поздравляют и провожают ее домой.
Маленькое обручение.
После сватовства в течение месяца родственники жениха должны придти в дом невесты для маленького обручения.
В этот день собирается 25-30 человек: подруги невесты, ее ровесницы. Они садятся вокруг невесты.
Приходят родственники жениха, приносят с собой кольцо, платок и сладости.
Сестра жениха, его брат, невестка или отец надевают кольцо на палец невесты, накидывают платок на ее плечи, затем дает надкусить что-то из сладостей невесте, а вторую половину относят жениху. Затем начинается праздничное застолье, веселье.
После ухода родственников жениха начинается девичник. Невеста по очереди кладет правую руку на голову незамужних подружек, дает им примерить свое кольцо. Говорят, кто из них первый примерит кольцо, та первой и замуж выйдет.
Затем подружки расходятся, они уносят с собой сладости.
Выбор имён для новорожденных тоже можно выделить как обычай. Выбор имени обычно сопряжен с определенными трудностями. Представители доминирующего народа при выборе имени для ребенка более свободны. Выбор может быть остановлен на имени, рифмующимся с именем предыдущего ребенка, Без особого внимания к смыслу, имени прежнего представителя рода, или же просто на усмотрение родителя либо другого родственника.
Выбор имени у азербайджанцев отражает в себе особенности нескольких исторических эпох:
1. В начальную эпоху - в древности у тюрок человек носил три имени. Детское имя давалось условно и выполняло только функцию различения среди остальных. Отроческое имя давали окружающие, основываясь на характере, внешности, деятельности, смелости и т.п. Имя преклонного возраста человек завоевывал в обществе сам. 2. В эпоху господства ислама тюрки, в том числе и население Азербайджана, отдавали предпочтение именам религиозного, арабского происхождения. Как показывают наблюдения, среди народов принявших ислам, такие имена, как Мухаммед (или Мамед, Мами и т.п.), Али, Фатма, Ниса, Омар, Хадидже и другие больше всего давались в Азербайджане, Как и у других народов, у азербайджанцев таким путем как бы утверждалась преданность исламу.
3. В советский период при присвоении детям новых имен на первый план выходит верность господствующей идеологии, политическая благонадежность. В этот период иногда выбирались имена, связанные с далекими корнями, историей. На официальном уровне предпочтение отдавалось именам с легким произношением. 4. Новый период в выборе имен охватывает 1990-е годы. На первый план выходит схема имя-идея-мысль-отношение-имя; при выборе имен предпочтение отдается именам, несущим большую смысловую нагрузку, связанным с национальными корнями.
Перечисленные исторические этапы характерны для наций, обитающих на территории с четко очерченными границами. Для азербайджанцев, живущих в другой стране, на первый план выступает учет особенностей нации, среди которой они живут и на языке которой говорят:
а) Те, кто, живя за пределами Азербайджана, дают своим детям такие имена, как Джурулла, Танрыгулу, Балабаджи, Умниса и другие, должны принять во внимание трудное произношение и написание этих имен.
б) Имена следует выбирать малосложные, легко произносимые и связанные с национальными корнями. Необходимо учесть, что растущий ребенок должен испытывать приятные чувства, не стыдиться, слыша свое имя от окружающих, а произносящие имя, не зная его смысл, должны интуитивно чувствовать его красоту.
в) Предпочтение имен, широко распространенных на территории проживания, приводит к постепенному отрыву от национальных корней. Поэтому имена следует подбирать такие, которые звучат не чуждо и для нации, к которой принадлежит ребенок.
Безусловно, при выборе имени основную роль играют вкусы родителей. Здесь важное значение имеют кругозор, отношение к своему народу. При этом предпочтение может отдаваться именам выдающихся личностей Азербайджана или мира, именам религиозного характера.
При выборе имени желательно уделять большое внимание краткости, легкости в произношении, плавности, ясности, пожеланиям на будущее. У древних тюрок, по преданию, право давать имена принадлежало Деде Коркуту - человеку, почитавшемуся в качестве пророка, мирившему кровников, указующему путь, даже назначавшему судьбы. Если человек, понимающий дела этого мира, стыдится своего имени, кому выпадают укоры? Порой имя ведет человека за собой. Выбор имени - выбор судьбы. Выбирая детям имена, думайте об их будущем.
Ниже представлен перечень мужских и женских имен с пояснениями. Сокращения: т - тюркско-азербайджанское, а - арабское, п - персидское, е - еврейское, лат. - латинское. Мужские имена: Абид (а) - молящийся
Агиль (а) - умный, понимающий, знающий
Адиль (а) - справедливый, действующий правильно
Акшин (т) - сильный, смелый
Азад (п) - свободный
Азер (п) - огонь, цламя; 9-й месяц солнечного года
Айдын (т) - светлый, яркий
Акиф (а) - трудолюбивый
Али (а) - высший, верховный
Алим (а) - знающий
Алпан (т + п) - храбрецы
Алтай (т) - золото; высокая гора
Алхан (а + т) - великий хан
Амин (а) - надежный
Анан (т) - вспоминающий
Анар (т) - вспоминает
Араз (т) - по названию реки Араз
Аран (т) - выдержанный, хладнокровный
Асад (а) - лев, бесстрашный
Асим (а) - защищающий, берегущий
Аслан (т) - расторопный, бесстрашный
Аяз (т) - ясная зимняя ночь и дующий в эту ночь ветер
Баты (т) - запад
Баят (т) - лик Бога
Боран (т) - кипучий, бурный
Бугдай (т) - руководитель, лидер
Валид (а) - отец
Васим (а) - красивый
Видади (а) - любовь, дружба
Гаплан (т) - храбрец
Гачай (т) - храбрей, воин, мужчина
Гашкай (т) - счастливый, священный
Гая (т) - прочный, нерушимый
Гияс (а) - помощь
Горгуд (т) - огонь, свет
Гошгар (т) - гордый, степенный, величественный
Давуд (е) - любимый, дорогой
Дашгын (т) - сильный, кипучий
Забит (а) - приказывающий
Заман (а) - период, время
Зия (а) - свет
Идрак (а) - познающий
Ильяс (а) - приходящий на помощь
Илкин (т) - первый
Инал (т) - повелитель
Иса (а, е) - помощь Бога
Йылмаз (т) – смельчак Кирман (т) - крепость; недоступный
Кямал (а) - совершенство
Лачин (т) - рыцарь
Манаф (а) - высоко стоящий
Мардан (п) - мужчины, воины
Мири (а) - глава, руководитель
Мурад (а) - намерение, цель
Муса (а, е) - творящий чудеса Надир (а) - редкостный, необычайный
Наиль (а) - добивающийся желаемого
Нурлан (а + т) - сверкай, свети
Озан (т) - ашуг
Октай (т) - сын народа; судья
Орхан (т) - хан войска, полководец
Онер (т) - передовой
Полад (п) - сильный, мощный
Рази (а) - тайна
Рузи (п) - судьба, фортуна; достаток
Сабир (а) - терпеливый
Савалан (т) - величественный
Садиг (а) - верный, приверженный
Сакит (а) - мирный, умеренный
Самир (а) - собеседник
Сархан (п + т) - большой хан
Соялп (т) - из рода храбрецов
Сархан (т) - повелитель
Теймур/Тсмир (т) - железный, крепкий
Токай (т) - наносящий удар, воин
Томрис (т) - дарующий жизнь
Туган (т) - сокол
Турал (т) - вечный, бессмертный
Туран (т) - родина, земля тюрок
Туркел (т) - тюркская земля, тюркский народ
Улус (т) - парод, земля
Уруз (т) - высший титул
Урфан (а) - знание, искусство
Фатех (а) - победитель
арид (а) - единственный, неповторимый
ахри (а) - уважаемый, славный
Фируз (а) - побеждающий
Хагани (т) - принадлежащий кагану, повелитель
Халид (а) - бессмертный
Хамис (а) - пятый
Хатиф (а) - голос совести
Хосров (п) - благотворитель
Челеби (т) - божественный
Чингиз (монгольск. - т) - могущественный
Шахлар (т) - сила многих повелителей
Шенер (т) - веселый храбрец
Эльдар (т + а) - повелитель
Эльман (т) - человек народа
Эльмир (т + п) - руководитель народа
Эльхан (т) - хан народа
Эльчин (т) - храбрец народа
Эльшад (т) - повелитель народа
Эмиль (а) - соперник
Юсиф (а} - прирост, прибыль
Явуз (т) - грозный
Ягуб (а) - идущий по следу
Ялчин (т) - величественный
Янар (т) - огненный
Яшар (т) - живущий
Женские имена Аида (а) - прибыток, доход; по-гречески "соловей"
Айдан (т) - с луны
Айла (т) - заря, блеск
Айсель (т + а) - лунный свет
Айчин (т) - лунаподобная; яркая
Акчай (т) - белая река; чистота
Алмаз (т) - красивая
Алтун (т) - золото
Арзу (п) - желание, пожелание
Бану (п) - госпожа; дама
Басура (Басира) (а) - с открытой душой
Бута (т) - бутон
Бусат (т) - веселье
Гумрал (т) - цвет хурмы
Дениз (т) - кипучая, бурная
Дилдар (п) - любимая
Дунья (а) - мир; существо
Зариф (а) - нежная
Зиба (а) - красивая
Лала (п) - красивый цветок
Лейла (а) - нежная, утонченная
Ляман (a) - сверкающая
Мелтем (а) - легкий (ветерок)
Мина (а) - тонкий узор
Муштаг (а) - желая от души
Наира (а) - огонь, сияние
Нардан (п) - огонь, живость
Нисар (а) - прощение
Нурай (а + т) - свет луны
Нурсач (а + т) - излучающая свет
Нурсан (а + гт) - свет славы
Онай (т) - первая лупа
Роза (лат.) - красный цветок
Сайгы (т) - почтение
Санай (т) - как луна
Севда (а) - любовь
Севяр (т) - любящая
Сяба (а) - легкое дуновенье Сяда (а) - голос
Сима (а) - честь
Солмаз (т) - неувядающая
Сона (т) - красивая
Сусан (п) - тюльпан
Тарай (т) - новая луна
Товуз (а) - желанная красавица
Торай (т) - луна, скрывшаяся за облаками
Торе (т) - правила, которому все подчиняются
Туба (а) - высокая, пригожая
Турай (т) - видимая луна
Туре (т) - принц(есса)
Тунай (т) - видимая ночью луна
Туркан (т) - тюрки
Туту (т) - сладкоречивая
Улдуз (т) - известная; видимая
Умай (т) - птица счастья
Унай (т) - голос луны
Ферда (и) - будущее
Фидан (а) - свежая
Ханым (т) - почтенная, уважаемая женщина
Хатын (т) - уважаемая женщина
Хумар (а) - красота
Хурма (п) - нравящаяся
Чинар (т) - высокая, пригожая
Шенай (т) - сверкающая луна
Шемс (а) - солнце
Шефа (а) - здоровая
Шимай (т) - сверкающая луна
Эльяз (т) - радость народа
Эльназ (т + п) - самая желанная среди народа
Эмель (а) - цель, идеал
Эсмер (а) - смуглянка
Эфра (п) - высокорослая
Эфшан (л) - сеющая
Ягут (а) - ценная
Яйла (т) – чистосердечная |
|
Nabi
|
Електро, |
|
C1-65A
Фанат форума
Сообщения: 4561
|
Електро, Торе! |
|
Nabi
|
Ау,народ!Почему инертные? |
|
Електро
Завсегдатай
Сообщения: 841
|
Nabi, они наверное читают обычаи |
|
Nabi
|
Електро, мне хочется почитать обычаи и других.
Електро, закинь свою национальную музыку.
Мою слушал? |
|
iga
Заместитель Администратора
Сообщения: 12451
|
Цитата: | Традиции и обычаи в Азербайджане | сложно однако... лет двадцать пять назад было проще. видимо "традиции и обычаи" конкретно в г. Баку тогда были чуть иные...но в нём тогда обитала своя собственная национальность или скорее цивилизация. и оччень интересная и редчайшая. сейчас, к сожалению, разбросана по всему миру.
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 00:23
Nabi, http://musicmp3.spb.ru/info/393825/mugam.htm - - - - - - - - - На форуме ESpec 2 388 268 сообщений в 225 936 темах.
|
|
Nabi
|
iga, мы же договорились без оценок iga, мне нужен фольклор-это душа народа |
|
iga
Заместитель Администратора
Сообщения: 12451
|
прошу http://super-mp3.narod.ru/musics_of_azerbaijan.html
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 00:43
далее, именно к традиции русского человека относится грех чревоугодия... ну уж извините...история.
Русская кухня
Русское застолье издавна славится своим хлебосольством. Известный кулинар ХIХ века В. Левшин отмечал: "Учреждение русского стола состояло в четырех подачах: холодных яствах, горячих или похлебках, взварах и жареном и в пирожном".
Как правило, в начале застолья подают "вступитeльные" закуски. К ним относятся соленые, квашенные и маринованные фрукты, овощи, грибы.
До XVIII века основной пищей России была репа. Ее ели вареной, печеной, пареной, добавляли в щи, квас, начинку для пирогов, фаршировали. Прочно вошли в быт брюква, редька, капуста. Закуска из свеклы появилась сначала в центральных и южных районах страны, а потом распространилась и на северные области.
Очень давно на Руси употребляли в пищу капусту. Первое официальное упоминание о ней в летописи относится к XII веку. В 1150 году летописец сделал запись о том, что "смоленский князь Ростислав Мстиславович подарил епископу Мануилу огород с капустняком". Древние славяне позаимствовали эту культуру от греко-римских колонистов Крыма.
Постепенно капуста двигалась на север, отбирались ее сорта, наиболее пригодные для суровых климатический условий. Славяне придумали квасить капусту - оригинальный способ приготовлнения и сохранения впрок столь ценного овоща. От них научились квашению немцы и другие народы. Поначалу капуста была привелегией лишь знати. Издавна пекли пироги с капустой, шинковали и солили, тушили, варили из нее щи и готовили еще множество блюд. В конце XVII- начале XVIII века переворот в русской кухне произвел картофель. Блюдами из него были вытеснены изделия из репы, брюквы. Предполагают, что картофель попал в Россию через Камчатку, Сибирь, Урал. Не случайно именно в этих районах так распространены картофельные блюда.
Большую роль играли грибы, ведь российские леса богаты боровиками, опятами, лисичками, груздями, ряжиками, маслятами, одосиновиками. Грибы - существенное подспорье домашнему столу, они полезны и вкусны. Любили на Руси фрукты, но раньше называли их овощами. Уже в XVI веке упоминаются яблоки, груши и сливы, используемые для квасов, "лавашников". Потом появляется тыква, кабачки салат. Позже всех приходят к нам помидоры - в XIX веке.
Ни одна кухня не может похвастаться таким ассортиментом первых блюд. Чтобы было сытнее, к ним по традиции подавали мучны изделия: пироги, ватрушки, расстегаи, кулебяки. Самым любимым первым блюдом русского народы по праву считаются щи. Их преимущества в простосте приготолвения, питательности и приятном вкусе. Если щи - излюбленное кушанье в средней полосе России, то в центральных и южных областях популярны борщи. Обусловлено это тем, что южные земли приносят богатый урожай свеклы. Слово "суп" появлось при Петре I, до этого все жидкие блюда назывались похлебками, иногда юшками - от слова "уха", которым обозначали первые блюда с лапшой, крупами, овощами. Супы подавались в горшочках или чугунах. Ели только деревянными ложками. Своеобразие русской кухни во многом объясняется особенностями обработки продуктов в русской печи. До середины XIX века печь была "черной", пока у нее не появился дымоход. С ее конструкцией связана и форма русской посуды, сначала керамической, а потом чугунной и железной. Славянские горшки, изготовленные на гончарном круге, имеют большую боковую поверхность, так как полдогрев в печи идет с боков. Малая площадтьь дна хорошо регулирует тепловой режим, а узкая орловина уменьшает испарение и сохраняет летучие свойства. На Руси значли и другие виды очага: открытый огонь, тренога, вертел. Первые плиты появились еще при Петре 1 как заимстованные из немецкой кухни, а с ними и кастрюли, сковороды, противни. Но русская печь не исчезла. Из-за совей универсальности (в ней пекли хлеб, варили квас, сушили одежду и продукты, ею отапливади помещение) она прочно вошла в быт народа. Да и блюда из печи имеют неповторимый вкус.
Перечень русских блюд был бы неполням без каш. "Каша-мать наша" - так говорил народ-землепашец о блюдах, приготолвенных из зерна, крупы, которые извечно служили предметом поклонения и символом домашнего благополучия. Каши были неприменным атрибутом в былинах и сказках. Даже сам свадебный пир называли в старину кашей.
В выпечке наиболее характерно для русской куни использование дрожжевого теста. Некоторые мучные изделия непременны в народных обрядах и праздниках. Ни одно торжественное событие в семье не обходилось без пирогов, кулебяк или пряников. На свадьбу пекли курники, на Масленицу - блины и пироги. На Рождество пекли колядки - маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками. Весну встречали нарядными "жаворонками". В северных областях новогодние праздники непременно сопровождались "козулями", а "тетерками" чествовали день весеннего равноденствия. Дорогого гостя встречали караваем и солью. Каравай ставили в центре стола на любом пиршестве.
Богата русская кухня и напитками, заваренными на душистых травах, ягодах. Чай появился в России лишь в XVII веке, а до того большой популярностью пользовался сбитень и разлинчые меды и кисели. - - - - - - - - - На форуме ESpec 2 388 268 сообщений в 225 936 темах.
|
|
Nabi
|
iga, мне нравится русская печь т.к настоящее топлёное молоко можно приготовить только в русской печи,а лежанки-класс сам лежал.
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 02:56
Електро, кровная месть практиковалась у вас? |
|
Електро
Завсегдатай
Сообщения: 841
|
iga писал: | Цитата: | Традиции и обычаи в Азербайджане | сложно однако... лет двадцать пять назад было проще. видимо "традиции и обычаи" конкретно в г. Баку тогда были чуть иные...но в нём тогда обитала своя собственная национальность или скорее цивилизация. и оччень интересная и редчайшая. сейчас, к сожалению, разбросана по всему миру.
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 00:23
Nabi, http://musicmp3.spb.ru/info/393825/mugam.htm |
К сожелению процесы происходящее в мире не обратимы.
Для меня тема тонкого мира не является чем -то значительным,любое предположение может быть ошибочным так нечего и голову ломать. .....
Мы творения БОЖЬИ то как всякое творение-КОНЕЧНЫ- к сожелению один раз! ....по этому мы простые смертные врядли можем повилять на происходящие изменения в мире.
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 02:27
Nabi, писал: Електро, кровная месть практиковалась у вас?
Все таки по моему не надо развивать эту тему.
Ето не предмет обсуждения. |
|
Administrator
ЕСпецовед
Сообщения: 3280
|
Nabi, интересная тема, с удовольствием почитал. |
|
iga
Заместитель Администратора
Сообщения: 12451
|
ещё одно интересное наблюдение, по сути обьеденяющее все национальные традиции. это...самогон.
С самых давних пор самогоноварение в нашей стране было настоящим национальным видом спорта, иногда переходя в ранг национальной идеи. И ничего удивительного здесь нет. В самой идее делать алкоголь на дому есть очень много здравого смысла. Например, всегда можно создать напиток, исходя из собственных вкусовых предпочтений. Или просто-напросто сэкономить деньги, получив продукт ничем не хуже заводского. И это понимали не только в нашей стране.
Самогон - home-distil - в мире известен как "moonshine", имя появилось благодаря контрабандистам, которые часто работали ночью (при свете луны), чтобы избежать ареста за производство незаконного алкоголя. В большинстве стран мира самогон и самогоноварение разрешены для личного использования, а где-то и на продажу. Как правило, изготовление на продажу требует получения соответствующей лицензии. По большому счету именно утраченные алкогольные налоги и акцизы являются главной причиной гонений на самогонщиков, а не декларируемая властями забота о здоровье граждан.
Тем не менее, чем дальше от административных центров вы отъедете, тем больше вероятность оказаться в местах, где самогон является чуть ли не единственным алкогольным продуктом, доступным населению. И местный участковый или шериф вынужден закрывать глаза на этот факт. А то не ровен час местные избиратели подкараулят ночью и оглоблей протянут вдоль широкой спины. Поэтому в глубинке любой страны в местных кафе и ресторанчиках посетителям часто наливают алкоголь собственного производства.
На самом деле не так страшен самогон, как его малюют. В действительности многие марки алкоголя, ставшие сегодня элитарными, являются той или иной вариацией самодельного алкоголя. Разве что национальный колорит добавляется. Это и виски, и чача, и джин, и граппа. Все они изначально продукт кустарный, созданный по одному принципу и различающиеся лишь некоторыми ингредиентами.
я бы с удовольствием (попробовать всё равно не выйдет) хоть почитал бы о национальных рецептах самогона. - - - - - - - - - На форуме ESpec 2 388 268 сообщений в 225 936 темах.
|
|
Електро
Завсегдатай
Сообщения: 841
|
|
iga
Заместитель Администратора
Сообщения: 12451
|
не далеко от Баку есть приморский посёлок Пиршаги. так вот там мужик делал самогон с добавлением молочка инжира. откуда только к нему заказы не шли... рецепт хранил как что то уникальное. продукт, действительно выходил редким по качеству. никакого сивушного запаха, полное отсутствие "дурняка" в мозгах. как что то тонизирующее...купить его можно было только по бешеному блату. и когда во дворе ставилась "той-хана" (большущая палатка для гостей по случаю какого либо праздника) и гостям говорили что присутствует пиршагинский самогон... это был весомый аргумент, определяющий благосостоятельность хозяев. - - - - - - - - - На форуме ESpec 2 388 268 сообщений в 225 936 темах.
|
|
Nabi
|
Праздники у казахов.
Первым праздником, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, является наурыз, или праздник Весны, приходящийся на день весеннего равноденствия. В этот день в каждом доме готовят специальное блюдо "наурыз", в состав которого входят семь видов продуктов: чумиза, пшеница, рис, ячмень, просо, мясо и курт. Люди ходят из аула в аул, кушают это кушанье, поют песню "наурыз", обнимаются, поздравляют друг друга с Новым годом, желают хорошего приплода в новом году и достатка в доме.
Два других праздника связаны уже с исламским ритуалом и из проведение регламентируется "Кораном". Одним из них является раз-айт или "праздник разговения", отмечаемый первого и второго числа месяца шавваль в честь завершения поста месяца рамадан. Согласно канонам "Корана", каждый правоверный мусульманин должен ежегодно в течение месяца поститься, что рассматривается как одна из важнейших обязанностей правоверного. В течение дня запрещается пить, есть, воскуривать благовония, придаваться развлечениям и даже полоскать рот водой. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению "Корана" и благочестивым размышлениям, После захода солнца и до его восхода разрешается пить и есть. В первый день месяца шавваль жизнь входит в нормальное русло и по этому поводу устраивается праздник. Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза и раздача милостыни беднякам. Казахи в этот праздник садятся на коня и объезжают с приветствиями родственников и знакомых, а также проводят национальные увеселительные мероприятия.
Главным мусульманским праздником является курбан-айт, или "праздник жертвоприношения", приходящийся на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из первопредков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этот праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы семьи. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению. В день праздника в каждом доме готовится трапеза, все поздравляют друг друга, обязательно организуется такое традиционное состязание как кокпар. |
|
Nabi
|
История казахов.
Казахи (самоназвание - казах, казак), нация, коренное население Казахской ССР. До 1925 (отчасти и позднее) в литературе и документах К. ошибочно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа - собственно киргизов ("кыргыз"). Общая численность К. в СССР - 5299 тыс. чел. (1970), в Казахской ССР - 4234 тыс. чел. Живут также в Узбекской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и некоторых областях РСФСР. За пределами СССР живут в КНР, МНР и Афганистане. Говорят на казахском языке. Верующие К. - мусульмане-сунниты. В прошлом большую роль играли шаманизм и культ предков.
К. имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа К. археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков К. входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на Ю. Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Ю.-З. жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на З. от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез К. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с В. (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (см. Караханидов государство, 10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных полчищами Чингисхана племён найманов и корей (кереиты). Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины 15 в. возникли Ногайская орда и Узбекское ханство. Их населяли тюркоязычные племена (кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы и др.), в том числе часть ассимилированных местным тюрк. населением монгольских племён. С середины 15 в. часть их переселилась в Моголистан, что было вызвано феодальными междоусобицами и династической борьбой в Узбекском ханстве. На З. они вернулись в 70-х гг. 15 в. Стоявшие во главе казахских племён феодалы в конце 15 - начале 16 вв. создали Казахское ханство. С его образованием завершилось сложение казахской народности. Этнический термин "казах" с 20-30-х гг. 16 в. стал применяться ко всему населению степей, входивших ранее в Узбекское ханство, и расположенных к В. от него районов. В середине 16 в. этнический состав К. пополнился племенами, прикочевавшими из-за р. Урал (после распада Ногайской Орды), из Сибири, Восточного Семиречья и др.
В составе казахской народности исторически сложились три группы племён (жузов), каждая из которых была спаяна общими интересами кочевого хозяйства и обособлена территориально: Старший жуз (Улы жуз, Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз (Орта жуз, степные районы Центрального Казахстана, долины рр. Сырдарьи, Ишима, Тоболаи др.) - в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт; Младший жуз (Киши жуз, Западный Казахстан) состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алчын, жаппас и др.) и жети-ру (роды жагал-байлы, кер-дери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская, орда (см. Букеевское ханство).
ДОБАВЛЕНО 05/09/2009 21:16
Пословицы и поговорки казахов.
Земля родная - колыбель золотая
Родина – народу мать, народ – джигиту мать.
Нет земли лучше родины своей,
Лучше, чем на родине нет людей.
К родине любовь, у семейного очага рождается.
Тепло родины своей, огня намного горячей.
Где-то золота много и все же,
Родина без золота дороже.
Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя.
И лук сладок, как мед, если на родине растет.
Цветы лишь на поляне своей цветами считаются,
Человек лишь на родине своей человеком является.
И крот себя сильным ощущает,
Если в своей норе пребывает.
Если острый серп, будешь богат зерном,
Если родина сильна, будешь на равных с врагом.
И собака хвост трубой поднимает,
Если в своем ауле гуляет.
Хоть и ростом воробей не обладает,
Но и то свое гнездо оберегает.
И собака в своей конуре что-то значит.
Лягушка на болоте царь, рыба – царь в воде,
Джигит в родимой стороне.
Человек без родины своей, что без леса одинокий соловей.
Где-то говорят, золото валяется везде подряд,
А когда придешь, и меди нигде не найдешь.
Как родина дорога поймешь,
Когда на чужбину попадешь.
Одному гусю не сдобровать,
Если озеро свое надумал покидать,
Счастья джигит не приобретает,
Если край родной не покидает.
Гусь по озеру своему скучает,
Человека по родине тоска не покидает.
Далеко не заплутал,
Коль назад к своим дорогу отыскал.
Чем ястреб с земли чужой,
Лучше ворон – зато свой.
В родном краю и воздух исцеляет.
Сколько бы конь ни скакал,
В стойло свое припрётся;
Сколько бы человек ни ездил на родину вернется.
Родимый край- для каждого рай.
Чем быть султаном в стране чужой,
Лучше подметкой на земле родной.
Родину предать – заживо себя похоронить.
Потерю супруга оплакивают, пока не похоронят его,
Потерю родины оплакивают, пока не похоронят самого.
Сиротливо смотрится пашня, на которой не сеют,
Сиротою выглядит джигит, который родины не имеет.
Хороший джигит землю объедет, и потом все равно на родину приедет.
На родине и дни, и ночи прекрасны.
Если лошадь по табуну скучает,
Задними копытами землю сбивает;
Если мужчина по обществу скучает, коня запрягает.
Даже если и не буду на родине ханом, буду в овраге камнем.
Разрушиться -страна разобщенная, устоит- страна объединенная.
Если потеряешься, теряйся со своей страной.
В злачный дом не заходи;
В стране, где нет главы, не живи.
В каждой стране законы свои, даже собаки другие.
Народ встанет - до неба достанет
Счастлив джигит, который цену себе знает,
Счастлив народ, который сам собою управляет.
Где вода, там достаток всегда, где народ, там праздник идет.
Народ, как и земля не стареет никогда.
Противником народа быть, против течения плыть.
Масло глотает тот, кто во главе народа идет, пыль глотает тот, кто от народа отстает.
История земли – история ее народа.
Народный гнев и крепости разрушает.
Дорога с дорогой встречается,
Народ с народом сближается.
Где топнет народ, там озеро пробьёт.
Как жеребенок ни играет, от табуна далеко не убегает.
Кто, предав свой народ, брюхо набьёт, тот и двух дней не проживет.
Лучше вместе с народом блуждать, чем одному дорогу искать.
Кто сбежал от своего народа- без погребения остается.
Народный любимец в огне не сгорает, в воде не утопает.
Можешь не быть сыном отца своего, будь сыном народа своего.
Купец – ложка, народ – море.
Землю не брани – сам в нее попадешь,
Народ не брани- проклятия понесешь.
Если народ уважаешь- к себе уважение проявляешь.
И лиса с голоду не помрет, коль среди людей живет.
Счастье от народа не уходит.
Улыбка людей и солнца теплей.
Полсотни глаз у людей и солнца теплей.
Можно быть умней своих друзей, но всего народа невозможно быть мудрей.
Если сплочен народ, средь него вражда не живет.
Кто свой- народом ищется, вмиг отыщется.
Руки длинные у народа.
Озеро бушевать начинает, все берега размывает, народ восстание поднимает, с хана голова слетает.
Народ не говорит пустое, если говорит, то дельное.
Чем над десятком человек начальником быть, лучше для сотни кашу варить.
Народу пробкой не закроешь рот.
И заяц- от своих не удерет.
Плюнет народ, озеро появится.
Людям сито не вставишь в уста.
У народа зоркие очи, а руки щедрые очень.
Благодарность людская, благодать большая.
Народные объятия не объять.
Сила народа, как селевой поток.
Можно прожить, когда зрения нет,
А без людей и жизни нет.
Бестолковый народ за молодым идет;
Марал бестолковый за козленком идет;
Без старших не бывает народ;
Река без русла не течет.
Кто ездит по странам будет критиком,
Кто ходит по лесу будет строителем.
Народ молодежью красен,
Горы красны камнями, посуда красна едой.
Народ не бывает без распрей, земля не бывает без врагов.
У народа пятьдесят ушей.
Народ без воров, что земля без волков.
Нет народа без сынов, нет земли без цветов.
Нет стены, которой народ не возьмет.
Можно быть лучше батыра,
Но нельзя быть лучше народа.
Народ без хана, что земля без гор.
Пусть у меня будет, если у меня не будет, пусть у народа будет.
Кто своего народа не знает, тот пусть чужой народ не осуждает.
Лучше родины – нет земли, лучше родного народа нет народа.
Народ песком не закидать.
От народа счастье не убегает, и ум не ускользает.
Человек в этой жизни - гость
Не насытится овцами волк, а человек мыслями.
Сколько чести, столько и почестей.
Дерево листья украшают, человека одежда.
Глупый человек поговорками говорить любит.
Десять человек оставляют следы на земле, сотня – протаптывает тропу, а тысяча – дорогу.
Честь проверяет не только нужда, но и достоинство иногда.
Что крепе может быть камней, лишь только головы людей.
Железо испытывается в огне, а человек в беде.
Беды человека одного – лишь беды времени его.
Ноги кормят быстрого коня, человека насыщают добрые слова.
Незнакомый, чужой человек,
Что в скорлупе твердый орех.
Лошадь красочна снаружи, а человек – изнутри.
Котла без сажи не бывает,
А человека – без мыслей.
Нет болота без лягушек, человека – без грехов.
Не будь лишь сыном своего отца, будь человеческим сыном.
Коль родился человеком, надо им и умереть.
Скотина часто спотыкается, а человек – ошибается.
На лице твоем совесть и честность,
А в поступках твоих человечность.
Кулаком можно победить- сто людей
Умом-тысячи людей. |
|
|