ESpec - мир электроники для профессионалов


Робот SODIAC Vortex-3, опознать МС в драйвере двигателей.

  Список форумов » Нарушения правил
На страницу 1, 2  След.
Следующая тема · Предыдущая тема
АвторСообщение
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #1 от 16/07/2023 23:17 цитата  

Всем вошедшим в тему - доброго здоровья.
Товарищ притащил "мёртвый" блок приводов от робота для чистки бассейнов ZODIAC Vortex-3. Оказалось, что вовнутрь попала вода, с плачевными для электроники последствиями. Плата драйверов питается напряжением 12V DC, а с модулем управления обменивается данными по интерфейсу VIN через один провод, с помощью МС TJA1021T20. Плата управляет тремя двигателями - помпы, и колёс (отдельно правым и левым). Двигатель помпы управляется напрямую от МК (PIC18F26K22), через MOSFET (BUK9219), а каждый из двигателей колёс - сигналами от МК, подающимися на МС драйвера (99A88SM), которая, в свою очередь, управляет полным мостом, построенным на комплементарных парах MOSFET-ов (BUK9219 и FR5305) При этом, MOSFET-тами верхнего плеча (FR5305) она управляет через транзисторы (BC846BW), а нижнего - напрямую, через резисторы в 470 Ом.
Из-за намокания платы (или двигателя), пробило один из MOSFET-ов нижнего плеча моста (BUK9219), а под транзистором его защиты от превышения тока в нагрузке (также BC846BW), в текстолите платы образовалась приличная каверна. Выгорел конечно и резистор, идущий от МС драйвера на затвор пробитого MOSFET-та, а также датчик тока (номинал - R470), общего для всего моста. Все остальные элементы схемы на плате драйверов, вроде бы целы.
Вот я теперь и думаю, не пострадала ли МС драйвера из-за сгоревшего ключа. Проверил - сопротивление вывода МС, питавшего сгоревший ключ, относительно шины +12V - оно более мегаома, а относительно "земли" вывод звонится как диод, что является нормальным.
Чтобы удостовериться в целостности этой МС, хотел посмотреть её даташит, да не тут-то было. Перерыл весь И-нет - никакой информации по тем надписям, что имеются на её корпусе
Сверху, после непонятного значка производителя (в виде двух липестков) написано: 99A88SM, причём каждая из девяток, имеют вид большой буквы Р, только повёрнутой назад.
Внизу корпуса, слева, надпись: НС02, а справа внизу - G4. МС имеет 14 выводов. "Земля" у неё на 7 ноге, а на какой Vcc, пока не определился - там 3 источника напряжения, и с выхода каждого нужно просматривать цепи. По этим цепям куча переходов на другую сторону, а снизу платы большой массив "земли", да и времени не хватает - друзья достали со своими гаджетами.
Прошу знатоков, сталкивавшихся с подобной платой, подсказать, что же это за МС.
Набросал вручную схему силовой части, если кому-то будет нужно, выложу здесь. Так подробно описал плату именно потому, что никако информации о ней нет (совсем).







Евгений373 
Фанат форума
Сообщения: 3536
Евгений373
 
Сообщение #2 от 17/07/2023 00:41 цитата  

Фото маркировки дай, а так 74HC02 предположительно.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #3 от 17/07/2023 23:25 цитата  

Фото самой МС добавил в первый пост.
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #4 от 17/07/2023 23:31 цитата  

Евгений373 писал:
Фото маркировки дай, а так 74HC02 предположительно.

тогда питание будет на 14 ноге 5 вольт значит есть шансы что это она
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #5 от 17/07/2023 23:53 цитата  

Нет, это не она. Тут логика, а моя МС - драйвер с ШИМ, для управления реверсивным двигателем посредством выходного каскада в виде моста. Когда робот упирается в стенку, правое, или левое колесо (в зависимости от установленнрй программы) начинает вращаться в другую сторону, пока робот не повернёт приблизительно на 180º. Дальше, направление вращения этого колеса опять меняется на противоположное и робот едет к другой стенке бассейна.А ШИМ в этой МС скорее всего присутствует потому, что робот начинает движение очень плавно.
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #6 от 18/07/2023 00:27 цитата  

Мож какой чип перемаркированный производителем.Раз нога звониться нормально(можно сравнить с другими)то скорее всего чип выжил.
А если искать что за он то вам придётся обвязку разрисовывать-если есть желание тогда шансы есть что помогут.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #7 от 18/07/2023 01:15 цитата  

Я сегодня собрал плату, а пока её восстанавливал, дал задание товарищу разобрать, высушить, вычистить и собрать моторы. Также ему следовало промыть подшипники этих моторов и заменить в них смазку, или заменить сами подшипники и все сальники. Я планировал подключить моторы к плате и попробовать включить её в автономном режиме. Однако товарищ поленился делать все эти операции и принёс мне моторы, ничего с ними не делая, а мне соврал, что всё выполнил. В итоге моя попытка сорвалась, завтра сам обслужу моторы и попробую запустить плату, замкнув управляющую шину на землю - у некоторых подобных аппаратов есть такая тестовая функция.
Евгений373 
Фанат форума
Сообщения: 3536
Евгений373
 
Сообщение #8 от 18/07/2023 05:24 цитата  

dersp писал:
Фото самой МС добавил в первый пост.
жаль не видно логотипа производителя
Если лого как на моём фото, даю в качестве примера, то это именно SN74HC02D производитель Texas Instruments. https://dosya.motorobit.com/pdf/74HC02.pdf в противном случае я ишпанский лётчик.




dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #9 от 19/07/2023 02:44 цитата  

Логотип именно такой, но как быть с присутствием на выходе драйвера плавного запуска? А ещё с выводом (6) МС? У SN74HC02D он является одним из входов, а по схеме это управляющий вывод для верхнего ключа левого плеча моста.
Задаю в поиске вопрос: "Микросхемы для драйверов реверсивных двигателей постоянного тока". Все поисковики выдают микросхемы - полные драйверы, т.е. имеющие входы для управления включения и выключения и выходы непосредственно на двигатель. Я отремонтировал кучу модулей для управления двигателями самой разной техники, в том числе и СБТ, но там все микросхемы не менее чем с 24 выводами, и управляют они силовой МС, питающей двигатель.
Схему силы, и фрагмент платы с обсуждаемой МС прилагаю.

.jpg
 Описание:
 Размер файла:  382 КБ
 Просмотрено:  45 раз(а)

 .jpg


  99A88SM.jpg  174.89 КБ  Скачано: 27 раз(а)
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #10 от 19/07/2023 03:32 цитата  

Тут обвязка искомой микры надо,а схема вых каскада это и так понятно что там есть.
Алексей.Л 
Участник
Сообщения: 152
 
Сообщение #11 от 19/07/2023 15:55 цитата  

https://www.ebay.co.uk/itm/173983603157
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #12 от 20/07/2023 08:38 цитата  

n max писал:
Тут обвязка искомой микры надо....

Я же выложил фото, где чётко видно, что 6 вывод МС соединён с базой q1 (см. схему силы), ежу понятно, что это один из выходов. А для HC02 это вход.
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #13 от 20/07/2023 17:12 цитата  

ко входу который соединён с базой может быть ещё какая цепь подключена.Далее дело ваше рисовать иои нет.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #14 от 21/07/2023 22:59 цитата  

Отдал плату хозяину для проверки, однако устройство не запустилось. Теперь жду назад этот драйвер вместе с управляющим модулем, как приедет, ещё раз проверю всю обвязку этой МС.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #15 от 30/07/2023 16:19 цитата  

Вчера наконец-то принесли всё устройство всборе. Сдул все микросхемы кроме МК, под ними - ил. У всех МС выводы окислены, такое впечатление, что в бассейне была не совсем пресная вода. Не мудрено, что у МС LIN интерфейса (TJA1021T20), после её выпаивания, на плате осталась одна нога - она просто отгнила. Именно из-за неё драйвер двигателей не запускался, просто не было обмена данными между модулем управления и самим драйвером.
Хозяин не захотел ждать когда придут запчасти и решил покупать новую плату драйверов (Цена: US $113,03). Я ему посоветовал также заказывать сальник и подшипники для двигателя насоса, ведь именно из-за износа сальника на валу этого двигателя, в корпус двигателей попала вода.
Что касается обсуждаемой МС, то после отпайки этой микросхемы и тщательной проработки её обвязки, предположение уважаемого Евгения373, данное им в первом же ответе, полностью подтвердилось. Эта МС (4 элемента ИЛИ-НЕ) обрабатывает 2 сигнала, приходящие на неё от МК (движение вперёд и реверс), позволяя открываться "нужным" транзисторам моста и блокируя "ненужные". Остаётся вопрос о назначении в этой схеме (прилагается) транзисторов q2 и q4. Предполагаю, что это не только защита от превышения тока в нагрузке, но и схема плавного пуска ходовых двигателей.
Не смог загрузить картинку соединений на плате под схемой, хотя и размер картинки в пикселях и общий размер файла гораздо меньше чем у картинки со схемой, которая загрузилась без проблем.
Вот ссылка на страницу с картинкой со сторннего сайта: https://ibb.co/r27ybP2

   TR2.jpg  190.53 КБ  Скачано: 29 раз(а)
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #16 от 30/07/2023 20:24 цитата  

Защита от превышения тока потребляемого двигателем.Они базами подкл к токовому датчику,как ток превысил они открываются и закрывают полевики.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #17 от 30/07/2023 23:43 цитата  

Не забывайте, что эти транзисторы могут в этой схеме работать не только в ключевом режиме, но и в линейном. Ведь при запуске двигателя его ток не обязательно превышает допустимый, который полностью открывает транзистор, шунтирующий затвор ключа на землю.
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #18 от 30/07/2023 23:59 цитата  

В линейном они греться будут причём сильно.А плавный пуск если надо проще средствами м.к. сделать тем же шимом.Благо у современных м.к. шим контроллер уже встроенный-просто циферки в регистр шима бросай он будет давать нужную скважность.
dersp 
Участник
Сообщения: 251
dersp
 
Сообщение #19 от 31/07/2023 22:30 цитата  

Согласен, только время запуска очень короткое, не более 1-2 сек, за это время транзистор не успеет нагреться..
Самое главное, благодаря знатокам форума, ответ на заданный в теме вопрос получен. Может кому-то пригодятся и выложеннеые здесь схемы основных элементов драйвера.
Всем ответившим - большое спасибо.
Прошу модератора закрыть тему, как решенную.
n max 
Модератор
<B>Модератор</B>
Сообщения: 15978
 
Сообщение #20 от 31/07/2023 23:19 цитата  

Такие же схемные решения используются в схемах дежурного питания китайских блоков от компьютеров.(АТХ)
Там транзистор ключа если залетает в линейный режим то достаточно сотой доли секунды что б он сгорел.
Очень даже успевает нагреться ещё и разоваться на куски смех

Перейти: 
Следующая тема · Предыдущая тема
На страницу 1, 2  След.
Показать/скрыть Ваши права в разделе

Интересное от ESpec


Другие темы раздела Нарушения правил

000
000
67
67
67
67


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru RadioTOP