Здравствуйте. Обращаюсь сюда, поскольку столкнулся с довольно-таки неприятной ситуацией, может быть, кто-то сможет что-то подсказать.
Имеем APC Smart UPS RT 1000VA (online бестрансформаторный). Началось все с банального выхода из строя батарей - одна из 4 батарей в картридже серьезно подсела. Купили четыре батареи, выровняли напряжение и установили.
После установки ИБП начал вести себя неадекватно. При холодном старте запустился, однако на выход выдал больше 1000 вольт (хорошо еще, не пожгли себе аппаратуру, а догадались померить напряжение, ибо смутил запах озона), но проработал несколько десятков секунд без эксцессов. При включении от сети стал пощелкивать реле и моргать светодиодами, продолжалось это несколько секунд, затем внутри корпуса раздался мощный хлопок и аппарат ушел в защиту.
Исследования показали:
1) В результате, по-видимому, одновременного открытия плеч инвертора (транзисторы собственно инвертора Q2, Q10 (GP30B120-KD), а также транзисторы ККМ Q12 и Q13 (G4PC40U)) все четыре транзистора взорвались. Плюс к этому вышел из строя диод D21 (HFA15TB60) и диод D28 (1N4007). Низкоомные резисторы и элементы цепей зарядки и бустера в порядке.
2) Обнаружен обрыв конденсатора C20 (выходная LC-цепочка) - 10 мкф * 400 в, по-видимому, это и явилось первопричиной сбоя - характерный дефект для таких UPS, однако ни разу в моей практике еще не приводил к взрыву инвертора.
3) Неисправна микросхема драйвера светодиодов - довольно настораживающий дефект, возможно, это свидетельствует о том, что и плата управления пострадала.
Указанные детали были заменены на родные, только конденсатор пришлось ставить пусковой на ту же емкость и напряжение - непросто достать неполярный электролит.
Далее произведено следующее. При отсутствующих транзисторах инвертора (транзисторы ККМ Q12 и Q13 установлены) произведен пробный запуск от батареи. Схема управления запустилась, напряжения питания этих цепей в норме. Напряжение на накопительных емкостях бустера 400 В (симметрично - в норме), сигнал на выходах управляющих транзисторами инвертора и ККМ оптронов присутствует (в течение пары секунд) - на всех четырех. Светодиоды загораются, показывают полный заряд батареи и тест (естественно, аппарат через пару секунд уходит в защиту).
После впайки транзисторов инвертора и включении через несколько секунд Q2 и Q10 взорвались повторно, остальные прежде замененные элементы, однако, не пострадали. Сетевое включение пока не пробовал - боюсь убить еще и транзисторы ККМ.
Схемы на аппарат нет и достать ее крайне проблематично, даже сервисным центрам ее почему-то не предоставляют (именно на этот класс UPS). Силовую часть нарисовал самостоятельно, с платой управления, однако, такой фокус не пройдет - там более трехсот элементов на многослойной плате.
Разрыв Q2 и Q10 свидетельствует, по-видимому, о том, что они открываются одновременно либо на них не поступает управляющий сигнал.
Вопрос очевидный. В чем может быть проблема? Можно ли как-то проверить точнее управляющие сигналы на затворах, или, возможно, причина кроется совсем в другом? Можно ли как-то обезопасить транзисторы, чтобы удалось запустить ИБП хотя бы на несколько секунд в режиме, близком к рабочему, без опасности фатальной перегрузки?
Да, согласен) Причем если учитывать возможный размах импульсного напряжения, а там он наверняка под тысячу вольт при серьезной силе тока, то и четырех может не хватить. Возможно, стоит поставить резисторы большой мощности, но вот как их рассчитать? Чтобы, с одной стороны, режим работы был близок к штатному, а с другой - чтобы эти резисторы вообще сыграли роль. Пусть уж они немного погреются (надолго все равно нельзя включать), но транзисторы с невкусной стоимостью останутся живы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете добавлять файлы Вы можете скачивать файлы