Автор | Сообщение |
kirill9242
|
Здравствуйте. Обращаюсь сюда, поскольку столкнулся с довольно-таки неприятной ситуацией, может быть, кто-то сможет что-то подсказать.
Имеем APC Smart UPS RT 1000VA (online бестрансформаторный). Началось все с банального выхода из строя батарей - одна из 4 батарей в картридже серьезно подсела. Купили четыре батареи, выровняли напряжение и установили.
После установки ИБП начал вести себя неадекватно. При холодном старте запустился, однако на выход выдал больше 1000 вольт (хорошо еще, не пожгли себе аппаратуру, а догадались померить напряжение, ибо смутил запах озона), но проработал несколько десятков секунд без эксцессов. При включении от сети стал пощелкивать реле и моргать светодиодами, продолжалось это несколько секунд, затем внутри корпуса раздался мощный хлопок и аппарат ушел в защиту.
Исследования показали:
1) В результате, по-видимому, одновременного открытия плеч инвертора (транзисторы собственно инвертора Q2, Q10 (GP30B120-KD), а также транзисторы ККМ Q12 и Q13 (G4PC40U)) все четыре транзистора взорвались. Плюс к этому вышел из строя диод D21 (HFA15TB60) и диод D28 (1N4007). Низкоомные резисторы и элементы цепей зарядки и бустера в порядке.
2) Обнаружен обрыв конденсатора C20 (выходная LC-цепочка) - 10 мкф * 400 в, по-видимому, это и явилось первопричиной сбоя - характерный дефект для таких UPS, однако ни разу в моей практике еще не приводил к взрыву инвертора.
3) Неисправна микросхема драйвера светодиодов - довольно настораживающий дефект, возможно, это свидетельствует о том, что и плата управления пострадала.
Указанные детали были заменены на родные, только конденсатор пришлось ставить пусковой на ту же емкость и напряжение - непросто достать неполярный электролит.
Далее произведено следующее. При отсутствующих транзисторах инвертора (транзисторы ККМ Q12 и Q13 установлены) произведен пробный запуск от батареи. Схема управления запустилась, напряжения питания этих цепей в норме. Напряжение на накопительных емкостях бустера 400 В (симметрично - в норме), сигнал на выходах управляющих транзисторами инвертора и ККМ оптронов присутствует (в течение пары секунд) - на всех четырех. Светодиоды загораются, показывают полный заряд батареи и тест (естественно, аппарат через пару секунд уходит в защиту).
После впайки транзисторов инвертора и включении через несколько секунд Q2 и Q10 взорвались повторно, остальные прежде замененные элементы, однако, не пострадали. Сетевое включение пока не пробовал - боюсь убить еще и транзисторы ККМ.
Схемы на аппарат нет и достать ее крайне проблематично, даже сервисным центрам ее почему-то не предоставляют (именно на этот класс UPS). Силовую часть нарисовал самостоятельно, с платой управления, однако, такой фокус не пройдет - там более трехсот элементов на многослойной плате.
Разрыв Q2 и Q10 свидетельствует, по-видимому, о том, что они открываются одновременно либо на них не поступает управляющий сигнал.
Вопрос очевидный. В чем может быть проблема? Можно ли как-то проверить точнее управляющие сигналы на затворах, или, возможно, причина кроется совсем в другом? Можно ли как-то обезопасить транзисторы, чтобы удалось запустить ИБП хотя бы на несколько секунд в режиме, близком к рабочему, без опасности фатальной перегрузки? |
|
n max
Модератор
Сообщения: 16649
|
обезопасить транзисторы можно лампочкой в разрыв как при запуске блоков питания,правда при 400 вольтах одной не обойдётесь |
|
kirill9242
|
Да, согласен) Причем если учитывать возможный размах импульсного напряжения, а там он наверняка под тысячу вольт при серьезной силе тока, то и четырех может не хватить. Возможно, стоит поставить резисторы большой мощности, но вот как их рассчитать? Чтобы, с одной стороны, режим работы был близок к штатному, а с другой - чтобы эти резисторы вообще сыграли роль. Пусть уж они немного погреются (надолго все равно нельзя включать), но транзисторы с невкусной стоимостью останутся живы. |
|
|