Автор | Сообщение |
Alex-mehanik
|
Добрый день!
я занимаюсь проектированием и
изготовлением специализированной оснастки.
Недавно в моём ассортименте появился вот такой "девайс" (см. фото)
Подтолкнула меня к его созданию текущая сборка самодельного ветряка.
Помучавшись с ручной намоткой катушек сразу понял - мотать в ручную - тупик.
Попробовал механизировать - понравилось.
теперь бы хотелось услышать мнение профессионалов, так сказать подвергнуть конструкцию
объективной критике дабы придать ей в дальнейшем товарную ценность.
Приборчик многофункциональный, межосевое растояние шаблона до 140мм
передаточное отношение = 8, т.е. 1 оборот ручки = 8 оборотам оправки |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
Alex-mehanik, хе... Ностальгия. У меня такая же фиговинка промышленного изготовления (времён товарища Л. И. Брежнева, цена 7 руб. 00 коп, кронштейн-корпус - литой дюралюминий) на работе лежит.
Конструктивно:
1) Для намотки многовитковых катушек ЖИЗНЕННО необходим реверсивный механический или электронный счётчик витков, лучше - с возможностью сброса (в промышленном девайсе механический без сброса - устанешь на ноль сматывать или на бумажке витки складывать).
2) для удобства намотки обмоток толстым проводом предусмотреть прямую передачу с ручки на вал станочка. Лучше - со снятием или отводом из зацепления ведущей (большой) шестерни (в промышленном девайсе выведены наружу оси обеих шестерён "под лыску", и переключениие редукции осуществляется снятием и перестановкой ручки с оси на ось, после чего ручка фиксируется стопорным винтом. Большая шестерня из зацепления не выходит, и поэтому при быстрой намотке без редукции иногда попадает в резонанс и начинает изрядно трясти и хрипеть, сбивая с ритма. Впрочем, если шестерня на подшипниковом узле - это не важно. В промышленной игрушке применены примитивные подшипники скольжения - тупо впрессованные в дюралевый корпус СТАЛЬНЫЕ трубки. Хлам, короче, однако лет надцать я им пользовался - пока в моду ИИП не вошли и количество витков трансформаторов не упало до таких цифр, что искать станочек, крепить его на столе и закреплять катушку не стало невыгодным - проще намотать вручную).
3) Для центровки каркаса желательно изготовить треугольные "клинья".
Впрочем, если найду, куда я его в последний раз закинул - легче сфотографировать...
ДОБАВЛЕНО 20/10/2010 23:48 PM
О, порылся в Инете, нашёл свою игрушку (проще дать ссылку, чем найти и сфотографировать):
Нажми на фото: оно там не одно.
Да, кстати, совсем забыл:
5) Предусмотреть узел закрепления подающей катушки. Ни в коем случае не такой примитивный, как на фото (это комплектный к пром. станочку): с таким "узлом подачи" совершенно невозможно мотать обмотки б/у проводом с каркасов с прямоугольным сечением окна (жутко прыгает и рвёт провод), мало того, малая "база" от подающей катушки до приёмной просто не даёт возможности сколько-нибудь равномерной намотки в навал, не говоря уже о намотке виток к витку. |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
У меня такой же как на фото,хотел тоже переделать его ,поставить моторчик с регулятором оборотов (типа педали),через простейший фрикционный механизм передать крутящий момент от мотора на вал намоточного станка(прямая передача нежелательна),да потом так и оставил-нет такого обьема работ для перемотки,раз в месяц может перемотаю первичку от транса |
|
Alex-mehanik
|
Вчера обнаружил и скачал ГОСТ 22050-76, в нём типовые размеры магнитопроводов. по ним нарисую несколько типовых треугольных упоров
вот собственно и оснастка будет
с прямым валом тоже есть соображения
шестерня будет с числом 2,4 пару подобрал, корее всего будет литой из пластмассы с крупным модулем для надёжности
по счётчику - пока думаю, подбор время займёт |
|
Nabi
|
Alex-mehanik писал: | шестерня будет с числом 2,4 пару подобрал, корее всего будет литой из пластмассы с крупным модулем для надёжности |
Что сам отливаешь? Поделись технологией... |
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
шестерня будет с числом 2,4 пару подобрал это смотря что мотать будешь,если обмотку электромотроов с диаметром провода более 1 мм то передаточное число может и многовато,если первички от мелких трансов то маловато |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
sofrina, если я правильно понял, Alex-mehanik предполагает вместо переноса ручки менять комплект шестерён, т.е для намотки сетевой обмотки будет работать комплект 1:8, а для более "тяжёлого" провода - 1:2,4. Но согласен - для миллиметрового провода даже такая редукция может оказаться слишком "тяжёлой". Кстати, в моём девайсике за 7 рублёв редукция 1:3,5 - реально, проводом 0,8 мм даже с небольшим натягом при такой редукции мотать невозможно даже катушки малого "радиуса", а в идеале уже при диаметре провода 0,4 мм проще ручку переставить на 1:1, чем мучиться. |
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
-20 dB у меня такой же девайс по 7 руб,а до этого собрал из спининга со счетчиком витков и даже со сбросом показаний счетчика(правда обратно уже никак не получалось -из намоточного станка сделать спининг),работой в принципе работой бал принципе доволен за одним недостатком -мог намотать только мелкие трансы,тоже самое касается и девайса у автора темы,при намотке средним и крупным проводом надо прикладывать некоторое натяжение провода для плотной укладки провода,что вряд ли возможен для мелких станков,тем более из пластмассовых шестерен,надо увеличивать габариты станка ,тогда и провод плотно ляжет |
|
Alex-mehanik
|
я пока ничего не считаю, скорее есть стремление с месяц-два послушать мнения людей и постараться превзойти их ожидания
ведь я всего-лишь использовал провод одного сечения для конкретной одноразовой работы, тоесть сделал первый шаг на новом пути
а поскольку присутствует желание не замыкаться на этом, предпочитаю прислушиваться к мнению профессионалов и сочитать его с собственным опытом
вот такая философия
делать сей девайс собираюсь в весьма широкой унификации и для крохотных дроссельных катушек и для крупной "лодочки", но в весьма демократичном ценовом диапазоне. Главное в увлечении - не гнаться за прибылью, а лишь поддерживать интересс к нему |
|
Viktor_f
Передовик
Сообщения: 1882
|
Перемотал много разного добра, но всеравно, когда перематывает спец приятно не только посмотреть на его работу. Однажды решил сделать улучшение, применить цветную изоленту, за что был сразу наказан, моя работа вернулась. После этого старался придерживаться тем наработкам которые видел как делают перемотчики.
В очень старом журнале «Радио» был намоточный станок который легко повторяем для намотки тонкими проводами на мой взгляд неплохо получается, если сравнивать с намоточным профессиональным станком. Можно применить и ручную дрель, если ни чего нет.
И не в тему – коловорот очень поможет доворачивать непокорные шурупы. |
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
Вот мой первый станок для намотки обмоток довольно крупных трансов (1-7 кВт) включая намотку проводом с прямоугольным сечением.Сначала под размер каркаса катушки вытачивал брусок,вставлял в него каркас катушки и зажимал в станке ,ну а дальше сам процесс намотки.Белые пятна на станке-это жидкое стекло,я им дополнительно делал термоизоляцию
|
|
Alex-mehanik
|
sofrina писал: | шестерня будет с числом 2,4 пару подобрал это смотря что мотать будешь,если обмотку электромотроов с диаметром провода более 1 мм то передаточное число может и многовато,если первички от мелких трансов то маловато |
я думаю ответить фотографиями техпроцесса, но попозже, сейчас к зиме готовлюсь, с месяц-два буду крепко занят, а потом поделюсь
ДОБАВЛЕНО 22/10/2010 21:00
а как бы вспомнить какой номер и год?
sofrina писал: | Вот мой первый станок для намотки обмоток довольно крупных трансов (1-7 кВт) включая намотку проводом с прямоугольным сечением.Сначала под размер каркаса катушки вытачивал брусок,вставлял в него каркас катушки и зажимал в станке ,ну а дальше сам процесс намотки.Белые пятна на станке-это жидкое стекло,я им дополнительно делал термоизоляцию
|
|
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
а как бы вспомнить какой номер и год? номер и год чего?Собирал его где-то в 2000 году,в то время попался транс от бесперебойника на 6,3 кВт с питанием от батареи на 220 В,если бы был не сгоревший был бы идеальным сварочным трансформатором на 220 В,а так пришлось перематывать чтобы работал и от 220 В(однофазная сеть) и 380 в(двухфазная сеть),тяжелый получился -все-таки обмотки медные,потом чуть доработки -добавил регулятор по вторичке и довольно тяжелый дроссель.В сравнении с сварочным аппаратом МИП-200 получились одинаковые габариты и возможности,да и схема почти та же
А теперь понял -имелся в виду наверно номер ГОСТа, так девайс как и называется раздел форума чисто "Hande made" и размеры- габариты были такие которые требовались для работы |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
sofrina, я понял так, что про номер и год - это вопрос к Viktor_f насчёт конструкции станка в "Радио". Можно было бы и покопаться, но к сожалению сам я в "Радио" помню только станок для намотки тороидальных трансформаторов, но это несколько другая песня, а копать наобум уж очень долго и нудно. |
|
Alex-mehanik
|
продолжаю тему
сегодня занимался счётчиком
обошёл полтора десятка магазинов
вело - уже не продают, не сезон;
автомобильные - га...но, пластмассовые, для переделки не подходят;
покрутил электрический - тоже .... пластмасса, да и денег жаль;
и вот значит захожу в магазин автотрахторных запчастей, спрашиваю - счётчик моточасов, пришло же такое в голову!
и .... нашёл - классная металлическая штука!
пришёл домой, разрезал болгаркой корпус, разобрал механизм - всё в металле, помудрил полдня, выточил переходники на подшипники, убрал 2 лишних ряда - "разряда"........
И получил желаемую конфетку!
теперь буду делать корпус, вал и упоры под Гостовские размеры сечений магнитопроводов[img][/img]
|
|
sofrina
Модератор
Сообщения: 4792
|
убрал 2 лишних ряда - "разряда"........ мне кажется не два лишних разряда, а один-легче полльзоваться четыреразрядным,а вообще я использовал счетчик от бобинных магнитофонах,хотя такие же попадались и на старых кассетных магнитофонах,на счетчике есть сброс,а на трахторном что-то не видно |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
Alex-mehanik, но с электронным-то счётчиком гораздо удобнее! Ладно, в 70-е годы прошлого века они просто стоили бы неразумно дорого по сравнению с механическими, но сейчас-то ситуация с точностью до наоборот: электроника и стоит дешевле, и в обращении комфортнее, и иногда возможность отключения привода (или удара током по рукам при достижении заданного кол-ва витков ) имеется. Тебе удобство важнее, или ты задался идеей создать галерею винтажного машиностроения, и потому стараешься использовать древние подходы? Выше в теме m.ix дал ссылку на раздел как с самодельным, так и покупным электронными счётчиками, правда, без отключения по заполнении. Если ты в Москвах живёшь - он и адрес продажи тебе даст, и по заказу (может быть) склепает. |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
правда, без отключения по заполнении
===============================
Там есть счётчик, который я и сделал, который запоминает цифирьки после пропадания лектричества. |
|
Viktor_f
Передовик
Сообщения: 1882
|
Калькулятор переделать, тоже в журнале писали.
А толстые провода намотчики мотают 1 к 1. Там уже сила нужна.
Читал, но не пользовался, что надо подогревать перед намоткой обмоточный провод.
Пропитка – шар лак, парафин.
От магнитного поля витки вибрируют, что приводит к меж витковым, поэтому важно мотать плотно или пропитывать.
Журнал наверно гдето к 70 относится, посмотрю.
И не в тему - спирали и пружины можно мотать зажав между двумя деревяшками в тисках
сразу задав шаг на проводе-оснастке, которая согнута на конце как ручка. На другом конце надо сделать ножовкой прорез для крепления начала спирали. |
|