Автор | Сообщение |
KPbIC
|
На фоне всё дешевеющих светодиодов и их применения в разных местах , в частности, в автомобильных осветительных целях, чтобы не покупать по XX-XXX рублей за одну штучку, решил собрать сам.
Дано:
Светодиодные сборки 5050UVC (в каждом корпусе по 3 сверхярких светодиода с отдельными выводами)
Задача:
Подключить заместо автомобильной лампочки на 12 вольт кучу светодиодов.
Как известно, средний ток светодиода обычно 20 миллиампер, но тут фиг его знает.
Собрана тестовая схема. Резюк 100 Ом, полватта.
Вобщем-то ничего не греется, светит ярко. Ток потребления составил 30 миллиампер при 12 вольтах.
Хотелось бы выяснить, как правильно включать светодиоды (известная аксиома - по 3 светодиода последовательно с резистором на 150 Ом) и чем плох мой вариант включения светодиодов.[/img] |
|
KRAB
Распугиватель клиентов
Сообщения: 21704
|
в нете есть прога - калькулятор светодиодов. Только цифры подставляй ... |
|
n max
Модератор
Сообщения: 16509
|
дучше соединить последовательно по 3шт и каждой цепочке из 3 диодов свой резистор |
|
KPbIC
|
n max писал: | дучше соединить последовательно по 3шт и каждой цепочке из 3 диодов свой резистор |
Именно я и писал о традиционной схеме - по 3 шт последовательно с резистором |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
n max, в принципе, верно, но учитывая что все светодиоды сборки изготовлены на одном кристалле и в едином технологическом цикле, их параметры практически одинаковы, и запараллелить их можно, так что авторская схема включения В ЭТОМ СЛУЧАЕ вполне разумна. Собственно, китайцы вообще отдельные светодиоды из единой партии в фонариках параллелят - и пока вроде никто не жаловался... до того момента, пока не пытался заменить один из светодиодов на аналогичный из другой партии. Но здесь-то один светодиод из параллельной цепочки заменить и не получится.
KPbIC, не так давно здесь обсуждали включение цепочки светодиодов. Поскольку тип наличествующих диодов был неизвестен, в прикидках я опирался на ТТХ сборок 5050 (ссылки на ТТХ там же). Кстати, в приведённой теме автор ломает промышленную линейку подсветки от ЖК панели, и светодиоды в ней соединены именно по приведённой тобой схеме. В принципе, в теме больше пытались выяснить номинальный ток этих noname LED, в твоем же случае максимальный прямой ток известен: 30 мА на светодиод, или 90 мА на всю твою гирлянду (три параллельно соединённых светодиода). Номинальный ток в даташитах не указан, но его желательно задать меньше на четверть - треть от максимального. Получается примерно 60...70 мА. Вот до получения примерно этого тока через гирлянду и подбирай резистор. Эмпирический подход как раз в духе этого раздела форума.
Если так уж хочется рассчитать его сопротивление "по науке", то ты не указал ещё один параметр - падение напряжения на светодиоде (я тут в даташитах подсмотрел - 2,9...3,3 В, возьмём среднее - 3,1 В). Теперь имеем:
Iпр = 60 мА (расчётный прямой ток через гирлянду);
Uпр = 3,1*3 = 9,3 В (падение напряжения на гирлянде);
UR = 12-9,3 = 2,7 В (падение напряжения на резисторе)
Теперь, воспользовавшись формулой уважаемого и почитаемого многими на этом форуме Георгия Семёновича, считаем необходимое сопротивление гасящего резистора:
R = UR/Iпр = 2,7/0,06 = 45 Ом (ближайшие стандартные значения из ряда E24: 43 Ом и 47 Ом). И всё.
Всё это, конечно, хорошо, если гирлянда будет питаться от стационарного источника питания. Однако в машине, где напряжение бортовой сети иногда поднимается до 14,5 В, подобное решение не есть зер гут. Почему? А посчитай сам, какой ток при том же сопротивлении будет в этой цепи, если напряжение поднимется с 12 до 14,5 В (формулы - выше... Падение напряжения на светодиоде мало меняется с изменением тока, поэтому его можно считать константой).
ДОБАВЛЕНО 04/02/2011 20:42 PM
KPbIC писал: | Именно я и писал о традиционной схеме - по 3 шт последовательно с резистором |
Ну, формулы и ТТХ светодиодов теперь есть - пересчитать на три отдельные гирлянды, наверное, будет несложно? |
|
iyzef
Хитрый лис
Сообщения: 7860
|
У автомобильного акка напряжение 12,6в , бортовое 13,6в на итегралках в гене написано 14в.Так что при движении напряжение очень не стабильно. Ребята брали габаритные лампы с светиками - дохнуть как мухи, продавцы так и говорят - стабильные вольты им нужны.Вот и думаю , чем лепить гирлянду на 12в,может лучше сделать на вольт на 6-10 и простенкий стабилизатор для них, с таким током потребления тут мощный транзюк и не нужен. |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
iyzef писал: | Ребята брали габаритные лампы с светиками - дохнуть как мухи, продавцы так и говорят - стабильные вольты им нужны. |
Это как раз потому, что там по этой схеме СД и включены. Вот потому-то я автору для тренировки мышления "домашнее задание" и оставил (специально разжёвывать не стал):
-20 dB писал: | KPbIC, ...А посчитай сам, какой ток при том же сопротивлении будет в этой цепи, если напряжение поднимется с 12 до 14,5 В... |
Собст-но, учитывая, что падение напряжения практически не меняется в зависимости от тока на всей цепочке светодиодов, расчёт ещё несколько упрощается...
|
|
goga_tv
Фанат форума
Сообщения: 4857
|
iyzef,Цитата: | У автомобильного акка напряжение 12,6в , бортовое 13,6в на итегралках в гене написано 14в. |
До этого хотелось добавить: если вы делаете электронную примочку на автомобиль позаботтесь, чтобы при импульсах по питанию в 120вольт! она не теряла работоспособность И все у вас получится.
Например в схеме KPbIC не лишне добавить после резистора стабилитрон (13-15в) на корпус или зашунтировать светодиоды емкостью.
Сложная вещь - автоэлектроника! |
|
-20 dB
Фанат форума
Сообщения: 7674
|
goga_tv, дык светодиод - по сути и есть стабилитрон. Хреновый, правда, с высоким внутренним последовательным сопротивлением (с низким коэффициентом стабилизации), но - стабилитрон. Вряд ли подключенный последовательно цепочке светодиодов стабилитрон с Uстаб больше Uпр.сд существенно поможет, а при Uстаб меньше Uпр.сд просто весь ток потечёт через стабилитрон.
Не, всё-таки активные (ШИМ) драйверы в данном случае вне конкуренции. |
|
goga_tv
Фанат форума
Сообщения: 4857
|
-20 dB,Цитата: | goga_tv, дык светодиод - по сути и есть стабилитрон |
Я ведь не спорю Но... если вы хотите чтобы светодиоды не горели послушайте моего совета. Цитата: | с высоким внутренним последовательным сопротивлением | поэтому емкость или стабилитрон помогает защитить светодиоды от импульсного пробоя - проверено на практике...Цитата: | всё-таки активные (ШИМ) драйверы в данном случае вне конкуренции. | Но в автомобиле и их нужно "защищать" |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
|
Jon Braun
|
Светодиоду нужно не стабильное напряжение а стабильный ток. Собери стабилизатор тока на одном полевике и хоть в 36В включай. А схема твоя долго не проработает, если сгорит один СД что будет с остальными? |
|
sasadf
Передовик
Сообщения: 1817
|
Jon Braun, |
|
iyzef
Хитрый лис
Сообщения: 7860
|
KPbIC писал: | 5050UVC (в каждом корпусе по 3 сверхярких светодиода с отдельными выводами)
Задача: |
Задача сэкономить 2 резюка?Jon Braun писал: | если сгорит один СД что будет с остальными? | два ,рядом запаралеленых секундочку еще посветят |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
|
БЕЗЫМЯННЫЙ
Бегущий по граблям
Сообщения: 7287
|
iyzef писал: | У автомобильного акка напряжение 12,6в , бортовое 13,6в на итегралках в гене написано 14в.Так что при движении напряжение очень не стабильно. |
По результатам собственных измерений непосредственно на АКБ от 13.9 до 14.4 в движении, а вот на ХХ может и ниже провалиться.
А вот если появились "иголки до 120в" то тут ИМХО "лечить" надо безотлагательно если речь конечно не идет о дедушкином "запоре". |
|
goga_tv
Фанат форума
Сообщения: 4857
|
БЕЗЫМЯННЫЙ,Цитата: | А вот если появились "иголки до 120в" то тут ИМХО "лечить" надо безотлагательно |
речь не о иголках на самом акумуляторе а о наводках в борт. сети - еще не научились лечить даже на самых продвинутых автомобилях |
|
БЕЗЫМЯННЫЙ
Бегущий по граблям
Сообщения: 7287
|
goga_tv, Я периодически лазаю с осциллографом по машинам, правда как правило не по мотору, но ни разу ужасов с указанной амплитудой к своему стыду не видел, может быть автомобили были недостаточно продвинутые или 50 мгц полосы у осцила не хватает. |
|
goga_tv
Фанат форума
Сообщения: 4857
|
БЕЗЫМЯННЫЙ, ты одиночных выбросов и не увидишь... разве цифровой ловушкой. А я рассказываю то о чем читал (осцилом тоже не видел) , так вот , после того как начал учитывать 120 вольт - автосамоделки стали работать долго и счастливо |
|
pabel
Фанат форума
Сообщения: 5471
|
goga_tv, Не ,ты не прав.Все синхронизируется(осцил) и нет никаких выбросов,во всяком случае на импортных.
Вот от Инфинити задние плафоны.
Девять сборок ,в каждой по 3 последовательно включенных сведодиода (два вольта -падение на каждом светодиоде).
Сопротивление 330 ом последовательно ,с каждой из сборок.
Плата ,это устройство съема информации с каждой из груп ,по току.
Информация отправляется в основной Блок управляемый по КАН шине.
Если принесут основной блок ,расскажу больше. |
|