ESpec - мир электроники для профессионалов


Перемотка эл.двигателей в бытовых условиях.

  Список форумов » Мастерская Самоделкина
На страницу 1, 2, 3 ... ... 10, 11, 12 ... 19, 20, 21  След.
Следующая тема · Предыдущая тема
АвторСообщение
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #1 от 12/02/2010 13:04 цитата  

Хочется немного ознакомить с принципом перемотки эл. двигателей всех тех, кому это интересно и просто любопытно.

Перемотка статоров электродвигателей.

Собственно хочу здесь немного приблизить к вопросу перемотки электродвигателей, всех тех, кто с этим не знаком, и тех, кто по той или иной причине интересуется этим вопросом, хотя бы из любопытства.

Ну что ж, начнём.

Вот собственно тот самый мотор, который и надо перемотать:



Для начала разбираем электродвигатель, снимаем с него крышку вентилятора, сам вентилятор, крышки и ротор:



Затем, если необходимо, снимаем намоточные данные двигателя. После этого срубаем лобовую часть со стороны схемы и разбираем электродвигатель. После удаления обмотки очищаем пазы от старой изоляции и продуваем статор.



Вырубаем лобовую часть обмотки двигателя:



Так выглядит срубленная лобовая часть обмотки:



Вид на статор с вырубленной лобовой частью обмотки:



Удаление катушек:





Полностью очищенный статор:



Теперь нам надо вложить в пазы пазовую изоляцию. Для этого сначала измеряем длину статора, затем прибавляем к замеренной длине ещё 1 сантиметр - на так называемый «галстук».

В данном случае галстук не изготовляется, так как используется изоляционный материал СИНТОФЛЕКС, при использовании которого можно исключить элемент «галстук», просто сделав выпуск за статорное железо в 5 мм на каждую сторону.
Вот из такого материала мы и будем заготавливать пазовую изоляцию:



Здесь показан принцип замера длины железа статора:



После того, как сделаны замеры длины статора, надо определить ширину пазовой изоляции. Для этого делаем пробную гильзовку паза и определяем ширину пазовой изоляции, при которой изоляция будет максимально плотно лежать в пазе, не выступая за границы самого паза. Примерно вот так:



Вид одной уже вставленной гильзы пазовой изоляции в пазе:



После этого расчерчиваем по размерам всё количество заготовок гильз пазовой изоляции, необходимое для гильзовки пазов:



Затем нарезаем расчерченный шаблон и отрезаем уголки заготовок, чтоб при укладке провода не поранить себе пальцы (особенно под ногтями) об острые углы.

Вид готовой нарезанной изоляции перед вложением в пазы:



Затем производим гильзовку пазовой изоляции, т.е. вкладываем эту изоляцию в пазы.

Вид вложенной в пазы изоляции:



После чего приступаем к расчерчиванию и нарезке «заглушек» пазовой изоляции, так называемых «стрелок», которые будут изолировать и удерживать провод в открытой части паза. Длина этих «стрелок» равна длине той пазовой изоляции, которую мы вложили в паз. А ширина равна примерно половине ширины пазовой изоляции. Вид нарезанных «стрелок»:



После того как, готова вся пазовая изоляция, необходимо снять шаблон для катушек. Шаблон выбирается исходя из шага обмотки и изготавливается из проволоки. В данном случае для этого двигателя шаг 1-11, и выбираем шаблон так, чтоб катушки при укладке сильно не выпирали в лобовых частях и чтобы избежать касания лобовой части обмотки на корпус.

Вид готового шаблона:



Для намотки катушек прежде всего нужен провод необходимого диаметра и, если обмотки двигателя наматываются в параллельные проводники, необходимое количество катушек с нужными диаметрами.

Вид бухт с эмальпроводом:




Для намоток катушек используется ручной намоточный станок. Он может быть оборудован счётчиком количества витков, или без счётчика. В данном случае показан простой намоточный станок с установленным на нём шаблоном под РАВНОСЕКЦИОННЫЕ катушки:



После установки шага штырей намоточного станка по проволочному шаблону, устанавливаем между штырями деревянную распорку, которая не даст стягиваться деревянному шаблону при намотке на него провода и исключает изменение размеров намотанных катушек. Вид готового к намотке ручного намоточного станка:



После этого можно наматывать катушки с нужным количеством витков, равномерно распределяя его по ширине шаблона и стараясь избегать перехлёста проводников при намотке, иначе всыпание проводов в пазы статора будет затруднено. Вид намотанных катушек на шаблоне:



После этого можно начинать укладывать катушки в пазы статора.

Вид уже намотанных катушек, готовых к укладке:



При укладке катушек понадобится специальное приспособление - трамбовка. Она предназначена для утрамбовки проводников в пазах, когда это необходимо, и для трамбовки «стрелок». Вид трамбовки:



После чего собственно и начинаем процесс укладки, или «всыпания», провода в пазы статора.

Пример всыпания проводников в паз статора:



После всыпания вставляем стрелки в пазы:



Вставленные в пазы статора стрелки:



Таким образом, по заданному шагу со смещением по электрическому градусу укладываются все остальные катушки. В данном случае у нас их 6 штук по 2 секции:



Вид уложенных катушек со стороны схемы:



Далее нам предстоит вложить между фазными катушками изоляцию, называемой МЕЖФАЗНО. Изготавливать её мы будем из электроизоляционного материала - плёнкоэлектрокартона.

Плёнкоэлектрокартон в рулоне:



Нарезаем его на заготовки такого вида:



И собственно вкладываем его между катушками, отделяя катушки разных фаз друг от друга:



Далее проводим обвязку лобовой части. Для этого нам понадобится обвязочный шнур, тафтяная лента, либо капроновая нить. Также для придания формы лобовой части и для её отбивки необходим резиновый молоток.



Обвязка лобовой части:



Обвязанная и сформованная лобовая часть:



Далее вкладываем межфазную изоляцию между катушками и со стороны сборки схемы.

Вид вложенной межфазной изоляции со стороны схемы:



Теперь нам надо собрать схему соединения фазных катушек.

Для изоляции эмальпровода в схеме используются трубки разного диаметра. Предпочтительней трубки ТКР, чем ПХВ, так как они не оплавляются, т.е. более стойкие к температуре.

Перед тем, как соединять все собранные фазы вместе в соединение «звезда», производим межфазную прозвонку и прозвонку на корпус. Для этого используется мегомметр. От самых «крутых» и до самых простых, как в данном случае:



Далее соединяем выводы в звезду, втягиваем паянные соединения в трубки большего диаметра и проводим последнюю, перед обвязкой, укладку схемы.

Вид собранной схемы:



Производим пайку или сварку схемы. Сварка производится посредством понижающего трансформатора с угольной насадкой. Либо, как в данном случае, просто спаивается с помощью паяльника обычным припоем.



После этого аналогично производим обвязку лобовой части.

После обвязки и формовки лобовой части со стороны схемы надо произвести трамбовку пазов. Так как пазовая изоляция, «стрелки», выпирает из пазов и ротор попросту сдерёт их.

Трамбовка пазов:



Вид перемотанного статора:



Перед этапом пропитки перемотанного статора необходимо произвести сборку мотора, прозвонить мегомметром сопротивление между обмотками и корпусом и провести замеры тока электродвигателя на холостом ходу токовыми измерительными клещами.

Лишь после этого вновь разбираем электродвигатель , при необходимости трамбуем стрелки и производим пропитку лаком. Рекомендую производить пропитку электроизоляционным лаком МЛ-92. После пропитки (окунания в лак) статор электродвигателя подвешивается для стекания излишков лака, после чего производится сушка готового пропитанного статора в печи с естественной вентиляцией при температуре не ниже 120 градусов в течении не менее 2 часов.

В бытовых условиях можно также использовать быстросохнущий лак НЦ, без водных добавок. После пропитки таким лаком требуется его вентиляция на воздухе и сушка в печи около 20 минут. Хотя сушку можно провести и без печи на открытом воздухе в течение 3 часов.

Вид готового просушенного после пропитки лаком статора электродвигателя:





Далее производим сборку электродвигателя. После сборки ещё раз прозваниваем обмотки статора мегомметром, так как в процессе сушки статора в печи может происходить некоторая деформация (от сжатия при сушке лака) лобовых частей обмотки, что может привести к касанию корпуса обмоткой.



После чего мотор подключается к сети и производится измерение потребляемого электродвигателем тока.



В итоге получаем перемотанный электродвигатель, к чему мы так и стремились:



  Перемотк.rar  7.16 МБ  Скачано: 5688 раз(а)
dm.i3 
Бывалый
Сообщения: 45
dm.i3
 
Сообщение #2 от 13/02/2010 20:11 цитата  

Я движки никогда не перематывал и хотелось бы почитать теории. непонятна схема укладки, порядок чередования полюсов, схема соединения полюсов, и направление вращения полюсов.
ZoidBerg 
Аудиофил Миха
Сообщения: 1014
 
Сообщение #3 от 13/02/2010 21:09 цитата  

grifat, молодец!сам узнал много нового на будущее.. браво! классно!
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #4 от 15/02/2010 17:53 цитата  

dm.i3,
Цитата:
непонятна схема укладки, порядок чередования полюсов, схема соединения полюсов, и направление вращения полюсов.

на какой именно двигатель тебя интересует данная информация? Скажем так--какие обороты двигателя тебя интересует? если описывать каждый вариант у меня недели времени наверное не хватит улыбка
dm.i3 
Бывалый
Сообщения: 45
dm.i3
 
Сообщение #5 от 15/02/2010 17:58 цитата  

Движок общепромышленный, обороты 500-1500
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #6 от 15/02/2010 18:25 цитата  

Цитата:
, обороты 500-1500

это двухскоростной имеется ввиду, или это навскидку такие обороты указаны? В этот диапазон входят 400,700.1000.1500 об мин.Какие именно интересует? улыбка
Strike 
Фанат форума
Сообщения: 3812
Strike
 
Сообщение #7 от 15/02/2010 18:28 цитата  

dm.i3, Обычно "снимается" схема укладки проводов, до начала процесса.
Записывается - разрисовывается положение катушек.
А после вырубки - количество витков - диаметр провода..
Был грешен, мотал несколько пылесосных движков, якорей.. голливудская улыбка
dm.i3 
Бывалый
Сообщения: 45
dm.i3
 
Сообщение #8 от 15/02/2010 18:49 цитата  

Strike писал:
dm.i3, Обычно "снимается" схема укладки проводов, до начала процесса.
Записывается - разрисовывается положение катушек.
А после вырубки - количество витков - диаметр провода..
Был грешен, мотал несколько пылесосных движков, якорей.. голливудская улыбка
Спасибо Strike теперь всё понятно.
Strike 
Фанат форума
Сообщения: 3812
Strike
 
Сообщение #9 от 15/02/2010 19:28 цитата  

grifat, Вопрос насчет "шаблона", как понимаю нужно найти "воображаемую" середину катушки, "уложив" шаблонный провод?
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #10 от 16/02/2010 08:15 цитата  

Strike, шаблон снимается исходя из шага катушки. В данном случае в этом моторе 6 катушек , двухсекционных, шаг 1-11. заводим проволку в первый паз и в одинадцатый, и выбираем такой размер шаблона, при котором этот самый шаблон будет находится примерно в середине намотанной катушки. Это делается для того,чтоб учесть ещё и толщину самой катушки,которая естественно будет зависить от количества витков. Чем больше витков--тем толще катушка, тем соответстввенно она сильнее выпирает за статор. улыбка
dm.i3 
Бывалый
Сообщения: 45
dm.i3
 
Сообщение #11 от 16/02/2010 22:14 цитата  

Подскажите пожалуйста grifat имеет ли значение положение ротора в движке. К примеру мне нужен другой конец ротора на фланце, могу я его перевернуть?
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #12 от 17/02/2010 07:31 цитата  

dm.i3, смотря какой двигатель собираешься таким образом перевернуть. На разных двигателях ротор относительно вала может быть смещён либо к борну (там где провода выходят), либо к задней крышке,либо стоит посередине -- При таком случае можно разворачивать ротор как угодно. если же ротор изначально смещён с центра вала, то придётся воспользоваться прессом, для смещения ротора по валу, что не очень желательно. Проверить можно таким образом--ставим одну крышку,закручиваем её на болты; вставляем ротор , чтоб подшипники сели в крышку и смотрим--железо ротора (именно железо!!,а не алюминиевая часть "беличьей клетки") совпадало с железом,то есть было вровень с ним. улыбка
мавр 
Завсегдатай
Сообщения: 586
мавр
 
Сообщение #13 от 26/02/2010 23:49 цитата  

grifat, у меня есть эл. двигатель 3 - х фазный - без обмоток т.е.(голый статор) на шильдике мотора написано 3.2кВт 1500 об/мин.....подскажите как расчитать обмотку статора по сечению провода и кол - во закладываемых проводов в паз....и ещё вопрос как определить сколько нужно пазов на закладку провода из расчёта одна катушка на паз или два - ?...и подскажите схему подключения концов катушек по треугольнику т.е. на 220 вольт...подскажите...плиз.....данный мотор мне нужен для своей пилараммы...

ДОБАВЛЕНО 27/02/2010 00:51

возможно существует какая то формула - ?....поделитесь ..плиз...
m.ix 
Master Mixa
Сообщения: 1972+
m.ix
 
Сообщение #14 от 27/02/2010 00:04 цитата  

http://photo.stream24.ru/users/mix10/160350/
как то подключал
через кондёр в 220

============================================

Для тех кому в лом считать витки есть замечательная темка.

http://monitor.espec.ws/section44/post999449.html


Как самому не считать витки.


=============================================
ELPro 
Бывалый
Сообщения: 86
ELPro
 
Сообщение #15 от 27/02/2010 15:23 цитата  

Вот умная книжка по первой сылки гугла http://www.kodges.ru/11002-spravochnik-obmotchika-asinkhronnykh.html
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #16 от 28/02/2010 16:37 цитата  

фигня всё это,через кондёр Мих. если он будет стоять на циркулярке--кондёр долго не протерпит. Уже 10 лет занимаюсь перемоткой двигателей и очень плотно переделкой двигателей с трёхфазных на однофазные. Делаю все однофазники с безкондесаторным запуском. Спрос очень большой на такие двигателя,так как по сравнению с моими моторами--заводские кондесаторные двигателя--полное Г.... Со счёта уже давно сбился ,сколько станков работают на моих двигателях. улыбка

ДОБАВЛЕНО 28/02/2010 16:43

мавр, сам собираешься перематывать мотор?
мавр 
Завсегдатай
Сообщения: 586
мавр
 
Сообщение #17 от 01/03/2010 19:33 цитата  

grifat, хочу попробовать - но не знаю получиться ли - для этого нужны расчёты как мотать,сколько витков,каким проводом( сечение/марка) - ?...а если ничего не выйдет то придётся покупать....наверное... недовольство, огорчение
ELPro 
Бывалый
Сообщения: 86
ELPro
 
Сообщение #18 от 01/03/2010 22:03 цитата  

мавр так в книге даны все расчеты и можно по примерам пересчитать на любое напряжение одно или трехфазное, описано чем и как заменить провод если нет такого какой получился при расчете.
Рифат 
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
 
Сообщение #19 от 03/03/2010 16:52 цитата  

ELPro, фигня всё это --твоя книга. Ты попробуй вначале перемотать ,так как там написано и сам поймёшь это.

ДОБАВЛЕНО 03/03/2010 16:53

мавр, расчёты готовые я тебе сам дам--это не проблема. Укладывать провод кто будет?
играч 
Новичок
Сообщения: 24
 
Сообщение #20 от 05/03/2010 20:35 цитата  

Подскажите пожалуйста.Вот перемотал движок от стир.машины "Фея".Схему снял,кол-во витков в пазах подсчитал,диаметр проводов подсчитал.(Правда на пусковую 0,7пустил.0,5не нашлось),шаг,ну ивсе прочее,А он.....гад.В чем дело?Может направление намотки где-то перепутал.

Перейти: 
Следующая тема · Предыдущая тема
На страницу 1, 2, 3 ... ... 10, 11, 12 ... 19, 20, 21  След.
Показать/скрыть Ваши права в разделе

Интересное от ESpec


Другие темы раздела Мастерская Самоделкина



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru liveinternet.ru RadioTOP