Автор | Сообщение |
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
Хочется немного ознакомить с принципом перемотки эл. двигателей всех тех, кому это интересно и просто любопытно.
Перемотка статоров электродвигателей.
Собственно хочу здесь немного приблизить к вопросу перемотки электродвигателей, всех тех, кто с этим не знаком, и тех, кто по той или иной причине интересуется этим вопросом, хотя бы из любопытства.
Ну что ж, начнём.
Вот собственно тот самый мотор, который и надо перемотать:
Для начала разбираем электродвигатель, снимаем с него крышку вентилятора, сам вентилятор, крышки и ротор:
Затем, если необходимо, снимаем намоточные данные двигателя. После этого срубаем лобовую часть со стороны схемы и разбираем электродвигатель. После удаления обмотки очищаем пазы от старой изоляции и продуваем статор.
Вырубаем лобовую часть обмотки двигателя:
Так выглядит срубленная лобовая часть обмотки:
Вид на статор с вырубленной лобовой частью обмотки:
Удаление катушек:
Полностью очищенный статор:
Теперь нам надо вложить в пазы пазовую изоляцию. Для этого сначала измеряем длину статора, затем прибавляем к замеренной длине ещё 1 сантиметр - на так называемый «галстук».
В данном случае галстук не изготовляется, так как используется изоляционный материал СИНТОФЛЕКС, при использовании которого можно исключить элемент «галстук», просто сделав выпуск за статорное железо в 5 мм на каждую сторону.
Вот из такого материала мы и будем заготавливать пазовую изоляцию:
Здесь показан принцип замера длины железа статора:
После того, как сделаны замеры длины статора, надо определить ширину пазовой изоляции. Для этого делаем пробную гильзовку паза и определяем ширину пазовой изоляции, при которой изоляция будет максимально плотно лежать в пазе, не выступая за границы самого паза. Примерно вот так:
Вид одной уже вставленной гильзы пазовой изоляции в пазе:
После этого расчерчиваем по размерам всё количество заготовок гильз пазовой изоляции, необходимое для гильзовки пазов:
Затем нарезаем расчерченный шаблон и отрезаем уголки заготовок, чтоб при укладке провода не поранить себе пальцы (особенно под ногтями) об острые углы.
Вид готовой нарезанной изоляции перед вложением в пазы:
Затем производим гильзовку пазовой изоляции, т.е. вкладываем эту изоляцию в пазы.
Вид вложенной в пазы изоляции:
После чего приступаем к расчерчиванию и нарезке «заглушек» пазовой изоляции, так называемых «стрелок», которые будут изолировать и удерживать провод в открытой части паза. Длина этих «стрелок» равна длине той пазовой изоляции, которую мы вложили в паз. А ширина равна примерно половине ширины пазовой изоляции. Вид нарезанных «стрелок»:
После того как, готова вся пазовая изоляция, необходимо снять шаблон для катушек. Шаблон выбирается исходя из шага обмотки и изготавливается из проволоки. В данном случае для этого двигателя шаг 1-11, и выбираем шаблон так, чтоб катушки при укладке сильно не выпирали в лобовых частях и чтобы избежать касания лобовой части обмотки на корпус.
Вид готового шаблона:
Для намотки катушек прежде всего нужен провод необходимого диаметра и, если обмотки двигателя наматываются в параллельные проводники, необходимое количество катушек с нужными диаметрами.
Вид бухт с эмальпроводом:
Для намоток катушек используется ручной намоточный станок. Он может быть оборудован счётчиком количества витков, или без счётчика. В данном случае показан простой намоточный станок с установленным на нём шаблоном под РАВНОСЕКЦИОННЫЕ катушки:
После установки шага штырей намоточного станка по проволочному шаблону, устанавливаем между штырями деревянную распорку, которая не даст стягиваться деревянному шаблону при намотке на него провода и исключает изменение размеров намотанных катушек. Вид готового к намотке ручного намоточного станка:
После этого можно наматывать катушки с нужным количеством витков, равномерно распределяя его по ширине шаблона и стараясь избегать перехлёста проводников при намотке, иначе всыпание проводов в пазы статора будет затруднено. Вид намотанных катушек на шаблоне:
После этого можно начинать укладывать катушки в пазы статора.
Вид уже намотанных катушек, готовых к укладке:
При укладке катушек понадобится специальное приспособление - трамбовка. Она предназначена для утрамбовки проводников в пазах, когда это необходимо, и для трамбовки «стрелок». Вид трамбовки:
После чего собственно и начинаем процесс укладки, или «всыпания», провода в пазы статора.
Пример всыпания проводников в паз статора:
После всыпания вставляем стрелки в пазы:
Вставленные в пазы статора стрелки:
Таким образом, по заданному шагу со смещением по электрическому градусу укладываются все остальные катушки. В данном случае у нас их 6 штук по 2 секции:
Вид уложенных катушек со стороны схемы:
Далее нам предстоит вложить между фазными катушками изоляцию, называемой МЕЖФАЗНО. Изготавливать её мы будем из электроизоляционного материала - плёнкоэлектрокартона.
Плёнкоэлектрокартон в рулоне:
Нарезаем его на заготовки такого вида:
И собственно вкладываем его между катушками, отделяя катушки разных фаз друг от друга:
Далее проводим обвязку лобовой части. Для этого нам понадобится обвязочный шнур, тафтяная лента, либо капроновая нить. Также для придания формы лобовой части и для её отбивки необходим резиновый молоток.
Обвязка лобовой части:
Обвязанная и сформованная лобовая часть:
Далее вкладываем межфазную изоляцию между катушками и со стороны сборки схемы.
Вид вложенной межфазной изоляции со стороны схемы:
Теперь нам надо собрать схему соединения фазных катушек.
Для изоляции эмальпровода в схеме используются трубки разного диаметра. Предпочтительней трубки ТКР, чем ПХВ, так как они не оплавляются, т.е. более стойкие к температуре.
Перед тем, как соединять все собранные фазы вместе в соединение «звезда», производим межфазную прозвонку и прозвонку на корпус. Для этого используется мегомметр. От самых «крутых» и до самых простых, как в данном случае:
Далее соединяем выводы в звезду, втягиваем паянные соединения в трубки большего диаметра и проводим последнюю, перед обвязкой, укладку схемы.
Вид собранной схемы:
Производим пайку или сварку схемы. Сварка производится посредством понижающего трансформатора с угольной насадкой. Либо, как в данном случае, просто спаивается с помощью паяльника обычным припоем.
После этого аналогично производим обвязку лобовой части.
После обвязки и формовки лобовой части со стороны схемы надо произвести трамбовку пазов. Так как пазовая изоляция, «стрелки», выпирает из пазов и ротор попросту сдерёт их.
Трамбовка пазов:
Вид перемотанного статора:
Перед этапом пропитки перемотанного статора необходимо произвести сборку мотора, прозвонить мегомметром сопротивление между обмотками и корпусом и провести замеры тока электродвигателя на холостом ходу токовыми измерительными клещами.
Лишь после этого вновь разбираем электродвигатель , при необходимости трамбуем стрелки и производим пропитку лаком. Рекомендую производить пропитку электроизоляционным лаком МЛ-92. После пропитки (окунания в лак) статор электродвигателя подвешивается для стекания излишков лака, после чего производится сушка готового пропитанного статора в печи с естественной вентиляцией при температуре не ниже 120 градусов в течении не менее 2 часов.
В бытовых условиях можно также использовать быстросохнущий лак НЦ, без водных добавок. После пропитки таким лаком требуется его вентиляция на воздухе и сушка в печи около 20 минут. Хотя сушку можно провести и без печи на открытом воздухе в течение 3 часов.
Вид готового просушенного после пропитки лаком статора электродвигателя:
Далее производим сборку электродвигателя. После сборки ещё раз прозваниваем обмотки статора мегомметром, так как в процессе сушки статора в печи может происходить некоторая деформация (от сжатия при сушке лака) лобовых частей обмотки, что может привести к касанию корпуса обмоткой.
После чего мотор подключается к сети и производится измерение потребляемого электродвигателем тока.
В итоге получаем перемотанный электродвигатель, к чему мы так и стремились:
Перемотк.rar 7.16 МБ Скачано: 5694 раз(а)
|
|
dm.i3
|
Я движки никогда не перематывал и хотелось бы почитать теории. непонятна схема укладки, порядок чередования полюсов, схема соединения полюсов, и направление вращения полюсов. |
|
ZoidBerg
Аудиофил Миха
Сообщения: 1014
|
grifat, молодец!сам узнал много нового на будущее.. |
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
dm.i3, Цитата: | непонятна схема укладки, порядок чередования полюсов, схема соединения полюсов, и направление вращения полюсов. |
на какой именно двигатель тебя интересует данная информация? Скажем так--какие обороты двигателя тебя интересует? если описывать каждый вариант у меня недели времени наверное не хватит |
|
dm.i3
|
Движок общепромышленный, обороты 500-1500 |
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
Цитата: | , обороты 500-1500 |
это двухскоростной имеется ввиду, или это навскидку такие обороты указаны? В этот диапазон входят 400,700.1000.1500 об мин.Какие именно интересует? |
|
Strike
Фанат форума
Сообщения: 3812
|
dm.i3, Обычно "снимается" схема укладки проводов, до начала процесса.
Записывается - разрисовывается положение катушек.
А после вырубки - количество витков - диаметр провода..
Был грешен, мотал несколько пылесосных движков, якорей.. |
|
dm.i3
|
Strike писал: | dm.i3, Обычно "снимается" схема укладки проводов, до начала процесса.
Записывается - разрисовывается положение катушек.
А после вырубки - количество витков - диаметр провода..
Был грешен, мотал несколько пылесосных движков, якорей.. | Спасибо Strike теперь всё понятно. |
|
Strike
Фанат форума
Сообщения: 3812
|
grifat, Вопрос насчет "шаблона", как понимаю нужно найти "воображаемую" середину катушки, "уложив" шаблонный провод? |
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
Strike, шаблон снимается исходя из шага катушки. В данном случае в этом моторе 6 катушек , двухсекционных, шаг 1-11. заводим проволку в первый паз и в одинадцатый, и выбираем такой размер шаблона, при котором этот самый шаблон будет находится примерно в середине намотанной катушки. Это делается для того,чтоб учесть ещё и толщину самой катушки,которая естественно будет зависить от количества витков. Чем больше витков--тем толще катушка, тем соответстввенно она сильнее выпирает за статор. |
|
dm.i3
|
Подскажите пожалуйста grifat имеет ли значение положение ротора в движке. К примеру мне нужен другой конец ротора на фланце, могу я его перевернуть? |
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
dm.i3, смотря какой двигатель собираешься таким образом перевернуть. На разных двигателях ротор относительно вала может быть смещён либо к борну (там где провода выходят), либо к задней крышке,либо стоит посередине -- При таком случае можно разворачивать ротор как угодно. если же ротор изначально смещён с центра вала, то придётся воспользоваться прессом, для смещения ротора по валу, что не очень желательно. Проверить можно таким образом--ставим одну крышку,закручиваем её на болты; вставляем ротор , чтоб подшипники сели в крышку и смотрим--железо ротора (именно железо!!,а не алюминиевая часть "беличьей клетки") совпадало с железом,то есть было вровень с ним. |
|
мавр
Завсегдатай
Сообщения: 586
|
grifat, у меня есть эл. двигатель 3 - х фазный - без обмоток т.е.(голый статор) на шильдике мотора написано 3.2кВт 1500 об/мин.....подскажите как расчитать обмотку статора по сечению провода и кол - во закладываемых проводов в паз....и ещё вопрос как определить сколько нужно пазов на закладку провода из расчёта одна катушка на паз или два - ?...и подскажите схему подключения концов катушек по треугольнику т.е. на 220 вольт...подскажите...плиз.....данный мотор мне нужен для своей пилараммы...
ДОБАВЛЕНО 27/02/2010 00:51
возможно существует какая то формула - ?....поделитесь ..плиз... |
|
m.ix
Master Mixa
Сообщения: 1972+
|
|
ELPro
|
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
фигня всё это,через кондёр Мих. если он будет стоять на циркулярке--кондёр долго не протерпит. Уже 10 лет занимаюсь перемоткой двигателей и очень плотно переделкой двигателей с трёхфазных на однофазные. Делаю все однофазники с безкондесаторным запуском. Спрос очень большой на такие двигателя,так как по сравнению с моими моторами--заводские кондесаторные двигателя--полное Г.... Со счёта уже давно сбился ,сколько станков работают на моих двигателях.
ДОБАВЛЕНО 28/02/2010 16:43
мавр, сам собираешься перематывать мотор? |
|
мавр
Завсегдатай
Сообщения: 586
|
grifat, хочу попробовать - но не знаю получиться ли - для этого нужны расчёты как мотать,сколько витков,каким проводом( сечение/марка) - ?...а если ничего не выйдет то придётся покупать....наверное... |
|
ELPro
|
мавр так в книге даны все расчеты и можно по примерам пересчитать на любое напряжение одно или трехфазное, описано чем и как заменить провод если нет такого какой получился при расчете. |
|
Рифат
Обыкновенный человек
Сообщения: 17773
|
ELPro, фигня всё это --твоя книга. Ты попробуй вначале перемотать ,так как там написано и сам поймёшь это.
ДОБАВЛЕНО 03/03/2010 16:53
мавр, расчёты готовые я тебе сам дам--это не проблема. Укладывать провод кто будет? |
|
играч
|
Подскажите пожалуйста.Вот перемотал движок от стир.машины "Фея".Схему снял,кол-во витков в пазах подсчитал,диаметр проводов подсчитал.(Правда на пусковую 0,7пустил.0,5не нашлось),шаг,ну ивсе прочее,А он.....гад.В чем дело?Может направление намотки где-то перепутал. |
|
|